Педагогическая поддержка в развитии обучающихся с особыми возможностями здоровья
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ». С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед нами, педагогами, встали новые цели и задачи, а именно образование детей с ОВЗ. Общее образование детей младшего школьного возраста с ОВЗ осуществляется совместно с другими обучающимися по адаптированным основным образовательным программам. Особые образовательные потребности задаются спецификой нарушения психического развития обучающихся и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Важная роль в создании условий для всестороннего и своевременного развития обучающихся начальных классов отводится учителю. Без педагогической поддержки ребёнку трудно воспринимать себя таким, какой он есть, стать уверенным в себе, развивать познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Цель данной методической разработки: показать эффективные методы и приёмы педагогической поддержки в развитии обучающихся начальных классов с ОВЗ. Методическая разработка содержит следующие разделы: 1. Педагогическая поддержка в развитии обучающихся с ОВЗ (концептуальное обоснование). 2. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа (образовательный маршрут) обучающегося 2-го класса (без указания фамилии, имени). 3. Конспект занятия по развитию психических процессов во 2 классе. Материалы могут быть использованы учителями начальных классов, осуществляющими образование обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка»

г. Боровичи

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ

                                                                                    ______________________ Л.И.Артемьева

                                                                                             «       »    _______________ 2016 год

Индивидуальная

коррекционно-развивающая психолого-педагогическая

программа

Автор -составитель:

Огиенко Т.И., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 8г. Боровичи.

 

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана для обучающегося 2в класса МАОУ СОШ № 8 г. Боровичи (Ф.И.), которому рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недостаточность формирования вербального и вербально-логического компонента мыслительной деятельности, произвольности внимания, всех свойств памяти. В структуре личности – эмоционально-волевая незрелость.

Ребенку необходимы занятия с дефектологом, педагогом по формированию мыслительной деятельности, пространственно-временных представлений, знаний и представлений об окружающем мире,  терминологии, осознанных вычислительных навыков с опорой на рациональные приемы понимания и решения задач. Использовать вариативность, наглядность, разные модели  мелкой моторики.  

        Психокоррекционная работа по  формированию произвольности психической деятельности, высших психических функций (мыслительных операций и функций, внимания и памяти).  

        Логопедическая коррекция по преодолению системного недоразвития речи легкой степени. Формирование навыка чтения.  

        По результатам педагогической диагностики у обучающегося наблюдается неустойчивое внимание; наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой деятельности и увеличивает количество ошибок.

Речь односложная. Ограниченность словарного запаса. Врабатываемость в учебный процесс на низком уровне. Низкий уровень самостоятельности.

Обучающийся  понимает и адресует к себе только часть информации, в себе не  уверен. Способность к запоминанию, сохранению и воспроизведе-нию информации очень низкая.

Требуется постоянный контроль над выполнением заданий. Может выполнить задания только под руководством взрослых и с непосредственной обучающей помощью. Во фронтальной работе с классом  участвует редко.

Целью индивидуальной коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы является формирование навыков устной и письменной речи, основных умений и навыков учебной деятельности, развитие когнитивно-личностной сферы.

Задачи:

  1. Развивать  артикуляционный аппарат, фонематический слух.
  2. Формировать речевые навыки: произношение слов, построение простых предложений, составление устных ответов на вопросы или заданную тему.
  3. Обогащать словарный запас, расширять кругозор, формировать отчетливые разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
  4. Развивать мелкие мышцы руки, оптико-пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию.
  5. Формировать социально-нравственное поведение (осознание  социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения).
  6. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
  7. Формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  8. Формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений).
  9.  Корректировать индивидуальные отклонения.
  10. Сохранять и укреплять  соматическое и психическое здоровье.
  11. Осуществлять системный и планомерный контроль за развитием.

Программа разработана для обучающегося 2в класса.

        Программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.

Планируемые результаты

        В результате реализации индивидуальной коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы у ученика будут формироваться

- коммуникативные навыки;
- алгоритм продуктивной деятельности;

- навыки связной речи;

- все виды мыслительных  процессов.

Оценка достижения планируемых результатов проводится 1 раз в четверть по предметам: русский язык, литературное чтение, математика.

Планирование коррекционных занятий по ликвидации пробелов в знаниях по математике и русскому языку

№ урока

Предмет

Тема урока

Особенности изучения темы

Кол-во часов

Дата

1.

Русский язык

Звуки и буквы

Повторение классификации звуков русского языка о соотношения «звук-буква»

1

2.

Математика

Чтение и запись двузначных чисел

Повторение последовательности и записи цифрами натуральных чисел в пределах 100.

1

3.

Русский язык

Слог. Ударные и безударные слоги.

Уметь определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение.

1

4.

Математика

Решение задач.

Повторение типичных задач из программы 1 класса

1

5.

Русский язык

Слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.

Отработка умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

1

6.

Математика

Меры длины. Многоугольники.

Упражнения в соотношении между единицами длины (см., дм., м.). Умение называть многоугольник и различать его элементы.

1

7.

Русский язык

Правописание безударных гласных в корне слова.

Знание алгоритма для применения правила правописания безударных гласных в корне слова.

1

8.

Математика

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел.

Умение применять правила поразрядного сложения и вычитания при выполнении письменных вычислений.

1

9.

Русский язык

Правописание парных согласных в корне слова.

Закрепление умения проверять парные по звонкости-глухости, находить слова с данной орфограммой.

1

10.

Математика

Периметр многоугольника.

Формирование умения вычислять периметр прямоугольника.

1

11.

Русский язык

Непроизносимые согласные в корне слова.

Отработка способов проверки орфограммы, знания алгоритма.

1

12.

Математика

Умножение и деление на 2,3,4.

Табличные случаи умножения и деления по памяти.

1

13.

Русский язык

Суффикс. Правописание суффиксов.

Отработка алгоритма нахождения суффикса в слове. Значение суффиксов.

1

14.

Математика

Умножение и деление на 5, 6

Табличные случаи умножения и деления по памяти.

1

15.

Русский язык

Приставка. Правописание приставок

Отработка алгоритма нахождения приставки в слове. Правописание приставок..

1

16.

Математика

Площадь фигуры

Ознакомление с единицами площади, формирование навыка решения задач на нахождения площади фигуры.

1

17.

Русский язык

Правописание разделительных ъ и ь

Осознание и применение правил правописание разделительных ъ и ь

1

18.

 Математика

Умножение и деление на 7, 8,9

Табличные случаи умножения и деления по памяти.

1

19.

Русский язык

Повторение правописаний частей слова

Дифференциация правил написания разных частей слова

1

20.

Математика

Решение задач. Во сколько раз больше (меньше)?

Формирование представлений о кратном сравнении чисел, практические приемы сравнения.

1

21.

Русский язык

Текст. Заголовок текста. Как строится текст.

Знакомство со структурой текста. Работа с текстами (тренинг).

1

22.

Математика

Нахождение нескольких долей числа.

С опорой на рисунки находить несколько долей числа.

1

23.

Русский язык.

Синонимы. Антонимы.

Уметь подбирать синонимы и антонимы, использовать в тексте.

1

24.

Математика

Нахождение числа по нескольким его долям.

С опорой на рисунки учить находить число по нескольким его долям.

1

25.

Русский язык.

Орфографические упражнения

Учить применять орфографические правила, закрепление алгоритма работы над ошибками.

1

26.

Математика

Название компонентов в записи действий.

Повторение названий компонентов, зависимости между компонентами.

1

27

Русский язык

Учимся составлять план текса.

Делить текст на абзацы, озаглавливать.

1

28.

Математика

Числовые выражения.

Порядок действий в числовом выражении, составление числовых выражений.

1

29.

Русский язык

Составление текста по плану.

Воспроизводить текст по плану. Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за  речью.

1

30.

Математика

Переменная. Выражения с переменной.

Понятие о переменной, ее обозначении буквами латинского алфавита, умение находить значение выражения при заданном значении переменной.

1

31.

Русский язык

Особенности текстов разного вида.

Знакомство с разными текстами (описание, повествование, рассуждение), их особенностями.

1

32.

Математика

Прямоугольник. Квадрат. Площадь прямоугольника.

Применение правила вычисления площади прямоугольника.

1

33.

Русский язык

Повторение пройденного.

Комплексное повторение. Занимательные задания.

1

34.

Математика

Повторение пройденного

Комплексное повторение. Задания на смекалку.

1



Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка в развитии обучающихся с особыми возможностями здоровья  (концептуальное обоснование)

       Получение образования детьми с особыми возможностями здоровья  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     В Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в РФ» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Дети с особыми возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

  Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

      У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и  развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике  требуют  сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым   условиям,    находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и  творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым  набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые     педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

 Познавательная активность есть качество деятельности ученика,  которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

     Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников  с ОВЗ.

     Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.  

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной     активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение  школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения  состоит из отдельных приемов.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся   является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию     обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.    

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно размещать  необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их  основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят  эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря   последовательному появлению изображений на экране, дети имеют     возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.  

 

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от  изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты     учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Для развития в целом личности ребёнка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, осязания) каждого конкретного ученика.  Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. В основе коррекционно-развивающих уроков лежат принципы технологии:

Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. Например, на уроке по теме «Склонение имен существительных» даю задание «раздели данные слова на группы, добавь слово в нужную группу».

На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребёнку. Например, на уроке чтения даю задание «Найди отрывок в тексте, который изображен на иллюстрациях». которое способствует динамичности восприятия и позволяет постоянно упражняться в обработке информации. Динамичность восприятия – это одно из основных свойств данного процесса. Еще есть «осмысленность» и «константность». Эти три характеристики и составляют суть процесса восприятия.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: организую обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Например, при изучении темы «Состав слова» даю задание – «Собери слово» (Из первого слова возьми приставку, из второго – корень, из третьего суффикс, из четвертого – окончание).

Принцип развития и коррекции высших психических функций  предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например:

•        на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;

•        на словесно-логическое обобщение – «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т.п.).      

•        на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. Предлагаю детям чтение слов по полубуковке. Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. На уроках в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. « - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание.- Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».

          Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя:

- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).

- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).

- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем»,  «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай»).



Предварительный просмотр:

Урок психологического развития

Задачи урока

  • Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
  • Развитие  логической   памяти  (установление  ассоциативных связей).
  • Развитие тонко координированных движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Основная часть

Задание   1.  «Выше, слева, правее, снизу» Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к уроку, рис. 54).

Ученики рассматривают плакат и отвечают на вопросы учителя: «Какая птица расположена правее свободного места?», «Какая левее?», «Какая выше?», «Какая ниже?», «Какая птица расположена правее и выше свободного места?», «Какая левее и ниже?», «Какая правее и ниже?», «Какая левее и выше?», «Какая птица левее и ниже птицы 9?», «Какая птица правее и выше птицы, у которой голова, как у птицы 1, а хвост, как у птицы 4?» - и т.п.

Задание   2 .   «Соседнее, через одно»

  Ученикам говорится: «Птицы 1 и 2, 2 и 3, 1 и 4, 4 и 7 - соседние, птицы 1 и З, 1 и 7, 7 и 9- через одну, птицы 1 и 6, 2 и 7, 2 и 9, 8 и З - несоседние». Задаются вопросы: «У каких соседних птиц разные хвосты?», «У каких птиц через одну одинаковые ноги?», «У каких несоседних птиц одинаковая голова?», «У двух птиц хвост, как у птицы 4, - они соседние, не соседние или через одну?» - и т.п.

Задание   3.  «Объедини слова»

Учитель называет пары слов, не связанных между собой по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи между ними и таким образом объединить их. Например, дана пара слов кот - лист. Возможно их объединение на основе такой ассоциативной связи, как «кот играет с листом» либо «кот спрятался под листом от дождя» и т.п.

Другие примерные пары слов:

машина - груша,             яблоко - пиджак,

солнце - карандаш,         заяц - рюкзак,

дом - море и др.

Задание   4.   «Сделай бусы»

Материал к заданию: разноцветная бумага, ножницы, клей, нитки, иголка. Разрезать прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку (см. материалы к уроку, рис. 55).

Задание   5.  «Вырежи фигурки»

Материал к заданию: старые цветные открытки или картинки, ножницы. Ученики аккуратно вырезают из открыток или картинок различные изображения (фигурки животных, человека, цветы и др.)- Из вырезанных фигурок дети могут составить целые композиции - аппликации (сказочные сюжеты, фантастические картины).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья.

   Автор статьи, учитель начальных классов, в своей работе руководствуется тем, что обучение в школе обусловлено общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс о...

Карта индивидуального речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка. Актуальность создания данной карты индивидуального речевого развития обусловлена наличием у обучающихся с ТНР отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лек...

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

"Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Василий Александрович Сухомлинский...

Аналитический отчет Тема «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через методологическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса»

Цель предъявления аналитических показателей и материалов - провести анализ и оценку педагогической деятельности в  должности учитель - дефектолог  с 2018 по 2019 гг., определить эффективност...

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов

В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...

«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»

В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями....