« Пути повышения качества образования в работе с младшими школьниками»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Андреева Любовь Николаевна

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках   образовательного процесса позволяет учителям начальных классов решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования, развить интерес учащихся к учебе.  Как это сделать? На этот  вопрос многие найдут ответ в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

  « Пути  повышения качества образования в работе с младшими школьниками»

    Доклад  на ШМО начальных классов                                                                        

    Учитель начальных классов Андреева Л.Н.

         Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Стандарт наделяет систему оценки новой функцией-функцией ориентации образовательного процесса на достижения планируемых результатов, функцией обеспечения качества образования; т. е такой функцией, которая традиционно ранее приписывалась, главным образом, обязательному минимуму содержания учебных программ и учебникам  . Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. В   настоящее время  школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования.
Поэтому  широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения.  Считают, что введение дифференциации в учебный процесс  оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья школьников.
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учителю приходся  ориентироваться  на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идеи дифференцированного обучения.Она  предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
Организация дифференцированного обучения   является условием для индивидуализации педагогического процесса.
 

  Учителя начальных классов продолжают поиск новых путей повышения эффективности обучения учащихся на уроке. Дифференцированный подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.

Теоретическая незавершенность терминологической проработки понятий «дифференциация» и «индивидуализация» привела к тому, что диапазон значений, которые приобретает термин «дифференциации обучения», очень широкий; от структурирования педагогического процесса, разделения его на множество процессов до близости с понятием «индивидуализация», «индивидуальный подход».
Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе. Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.
Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового образования.

Дифференцированное обучениe это:

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

 .
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Одним из основных видов дифференциация является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).
В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).
Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и т.д.  
Внутренняя дифференциация обучения – это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Эта форма дифференциации может успешно реализовываться на всех ступенях образовательного процесса.
Внутренняя дифференциация обучения:

  • различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам;
  • основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся;
  • предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
  • возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;
  • особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.

Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:

Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:

  • вариативности темпа изучения материала;
  • дифференциации учебных заданий;
  • выбора различных видов деятельности;
  • определения характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

Что  позволяет достичь внедрение дифференцированного подхода в школе:

1) создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;

2) удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;

3) целенаправленное воздействие на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;

4) решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:

  1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
  2. развить способности и интересы учащихся;
  3. повысить качество знаний;
  4. более рационально использовать учебное время каждого;
  5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
  6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.

Как же осуществлять дифференциацию обучения?

Необходимо:

  • уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
  • разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
  • использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
  • в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
  • при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
  • создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

      Хорошо продуманное внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках   образовательного процесса позволяет учителям начальных классов решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования, развить интерес учащихся к учебе.   Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому учителя начальных классов условно делят детей на три группы: 1 группа – «сильные» дети, 2 группа – «средние», 3 группа – «слабые». Распределение по группам проводят по результатам обучения предыдущего года, также учитывается уровень усвоения учебного материала по разделам, темам. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Статья раскрывает особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Применение технологии проблемного обучения в работе с младшими школьниками (дополнительное образование). Методическая разработка.

Публикуемый материал  содержит теоретический раздел "Общие положения проблемного обучения", в котором рассмотрены понятия проблема и проблемная ситуация, приводится классификация пробле...

Методическая работа по теме: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».

Статья представляет собой консультация логопеда для педагогов и родителей учащихся начальной школы. В ней обознаачены основные причины возникновения проблем в овладении чтением и письмом у младших шко...