Применение технологии проблемного обучения в работе с младшими школьниками (дополнительное образование). Методическая разработка.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Публикуемый материал содержит теоретический раздел "Общие положения проблемного обучения", в котором рассмотрены понятия проблема и проблемная ситуация, приводится классификация проблемных ситуаций и методические подходы к их решению, рассмотрены уровни сложности и этапы проблемного обучения, особенности деятельности педагога и учащихся, сформулированы преимущества и недостатки проблемного обучения.
В разделе "Применение проблемного обучения в работе с младшими школьниками" описан авторский подход к освоению темы "Правила техники безопасности" с использованием приёма "обратный мозговой штурм". В качестве конкретного примера приводится план-конспект занятия "Правила техники безопасности на уроках росписи ткани (в системе дополнительного образования)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_problemnoe_obuchenie.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Руденко Ю.Л.
jruden@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Общие положения технологии проблемного обучения.
Истоки проблемного обучения теряются в глубине веков (вопросно-ответный метод Сократа). Как педагогическая технология проблемный подход разработан в прошлом веке. В основе лежит активное решение какой-либо задачи, проблемы.
ПРОБЛЕМА — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия средствами имеющихся знания и опыта. В результате возникает проблемная ситуация.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – это психологическое состояние интеллектуального затруднения и эмоционального недоумения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый способ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ может быть проведена по разным параметрам.
По содержанию неизвестного «Х», которое создаёт проблему. Это может быть Х-цель, Х-объект деятельности, Х-способ деятельности, Х-условие выполнения деятельности.
По виду рассогласования информации.
- Несоответствие между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)
- Неопределенность, то есть необходимость выбора оптимального решения проблемы из множества возможных, на основе имеющихся знаний.
- Неизвестность, то есть осознание необходимости получения новых знаний для решения проблемы.
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВАМИ:
- Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности. Сам факт возникновения проблемной ситуации, вызывающей интеллектуальное затруднение и эмоциональное недоумение прочно фиксируется в памяти учеников;
- Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;
- Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
- Таким образом, в ходе проблемного обучения осуществляется метапредметный и системно-деятельностный подход, достигаются личностные результаты (способность к саморазвитию и самообразованию), формируются регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД (универсальные учебные действия).
НЕДОСТАТКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
- Всегда вызывает затруднение у школьников в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
- Разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ:
- Проблемное изложение
- Эвристическая беседа
- Проблемная демонстрация
- Исследовательская лабораторная работа
- Эксперимент реальный или мысленный
- Мозговой штурм
- Игровая проблемная ситуация
ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ В ПРБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ:
- Преподаватель сам ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении учащимися (метод проблемного изложения);
- Преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений;
- Учащийся ставит проблему, преподаватель помогает ее решить (исследовательский метод);
- Учащийся сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).
ПРОЦЕСС ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛЯЕТСЯ НА СЕМЬ ЭТАПОВ:
1. Формулировка проблемы; 2. Актуализация имеющихся знаний; 3. Выдвижение гипотез; 4. Анализ и обсуждение гипотез; 5. Проверка решения; 6. Анализ хода решения; 7. Обобщение.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
I Этап – Формулировка проблемы
Действия педагога: Постановка наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать существо проблемы.
Действия учащихся: Осознание проблемной ситуации, анализ исходных данных, формулирование прблемы.
II Этап – Актуализация имеющихся знаний
Действия педагога: Направляющие указания.
Действия учащихся: Актуализация имеющихся знаний и поиски новой информации.
III Этап – Выдвижение гипотез
Действия педагога: Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации
Действия учащихся: Выдвижение гипотез (возможно большое количество вариантов решения проблемы).
IV Этап – Анализ и обсуждение гипотез
Действия педагога: Направляющие указания.
Действия учащихся: Выбор наиболее вероятного решения проблемы.
V Этап – Проверка решения
Действия педагога: Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления.
Действия учащихся: Проверка решения, возможна постановка эксперимента. Сопоставление решения с исходными данными.
VI Этап – Анализ хода решения
Действия педагога: Анализ действий учеников в ходе решения
Действия учащихся: Анализ хода решения, анализ ошибок.
VII Этап – Обобщение
Действия педагога: Включение результатов решения в последующую учебную деятельность, ведь проблема решалась не ради самой проблемы, а целенапрвленно.
Действия учащихся: Обобщение и переход к новому учебному материалу.
Применение проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
Проблемное обучение в работе с младшими школьниками используется
сравнительно редко. Обычно она используется при обучении старшеклассников и студентов.
Для меня эта технология привлекательна тем, что она обеспечивает прочность приобретаемых знаний. Обычно нет необходимости искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.
Однако в отдельных случаях педагог может искусственно создать проблемную ситуацию в целях активизации мышления учащихся.
Я применяю технологию проблемного обучения в работе с младшими школьниками для освоения ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Это трудная, но очень важная и обязательная тема, т.к. педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье учеников.
Для того, чтобы этот материал не казался детям скучным, я использую технологию развития критического мышления (ТКРМ), а именно методический приём МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Этот метод заключается в выдвижении максимально большого количества вариантов решения проблемы и выбор оптимального решения.
Наиболее удачно работает его модификация – ОБРАТНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Особенность этой модификации состоит в том, что на первом этапе озвучиваются негативные стороны обсуждаемого явления, а на втором этапе предлагаются способы решения проблемы.
Обсуждение проблем безопасности необходимо при освоении каждого нового вида деятельности. Приведу пример освоения техники безопасности на первом занятии по росписи ткани:
На первом этапе использования ОБРАТНОГО МОЗГОВОГО ШТУРМА на стол выставляется поднос с инструментами и материалами, которые будут использоваться при исполнении предстоящей работы. Детям предлагается высказать, какую опасность могут представлять эти предметы при неправильном их использовании, причём рассматривается опасность для своего здоровья, здоровья окружающих, чистоты и целостности одежды и рабочего места, сохранности самих инструментов и материалов. Высказываются самые разнообразные мнения, обычно это бывает очень весело. Заключается всё формулировкой правил техники безопасности выполнения предстоящей работы.
В конце я объясняю детям, что этот способ получения информации называется «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Сам метод и его название очень нравится детям и они приучаются сами формулировать правила техники безопасности в каждом конкретном случае.
План-конспект занятия «Правила техники безопасности на уроках росписи ткани (в системе дополнительного образования)»
Цель: Снять противоречие между стремлением создать что-то своими руками и умением «не навредить» при этом.
Задачи:
Воспитательные – Воспитание ответственности, инициативности, аккуратности.
Развивающие – Развитие внимания, наблюдательности, сотрудничества, активизация мышления.
Обучающие – Освоение правил техники безопасности, знакомство с методом мозгового штурма для коллективного выявления причинно-следственных связей, ознакомление с приёмами росписи ткани в технике свободной росписи.
Особенности организации образовательного процесса:
Метод мозгового штурма, вариант «Обратный мозговой штурм»
Приемы словесные и наглядные.
Материально- техническое оснащение занятия
Набор инструментов и материалов, использующихся для росписи ткани: анилиновые красители в пластмассовых чашечках, вода, ватные тампоны, губки, ткань натянутая на пяльца, бумажные полотенца, а также гигиенические средства (фартуки, нарукавники, текстильные салфетки).
Планируемые результаты.
Личностные: учащиеся стремятся к охране здоровья своего и окружающих; стремятся к аккуратности, бережному отношению к оборудованию и материалам.
Предметные: учащиеся будут знать правила техники безопасности и последовательность действий росписи ткани в технике свободной росписи; будут знать что такое мозговой штурм.
Метапредметные: учащиеся проявят способность самостоятельно формулировать правила техники безопасности, способность к сотрудничеству и взаимодействию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | |
Приветствие и проверка присутствующих | Приветствие и подготовка к занятию. |
2. Вводная часть | |
Сообщение темы занятия: «Роспись ткани» Актуализация знаний: «С чего всегда начинается новая тема?» | «С определения правил техники безопасности» |
3. Основная часть | |
Вносит поднос с материалами, которые используются для росписи ткани: анилиновые красители в пластмассовых чашечках, вода, ватные тампоны, губки, ткань, натянутая на пяльца, бумажные полотенца, а также гигиенические средства (фартуки, нарукавники, текстильные салфетки). | Рассматривают и называют предметы, отвечают на вопросы какие риски кроются при использовании этих предметов, то есть определяют «опасность» и предлагают как её избежать. Затем формулируют правила техники безопасности. |
Показывает приёмы и последовательность действий росписи ткани. | Ещё раз проговаривают правила техники безопасности. |
Физкультминутка. | Упражнения на основные группы мышц. |
Подготовка к практической работе. | Надевание фартуков и нарукавников. |
Руководство практической работой. | Практическая работа по звеньям. Звено 5 человек работают красками, остальные в это время рисуют эскизы композиции цветными карандашами. |
4. Заключительный этап. | |
Подведение итогов работы, выявление типичных ошибок росписи ткани. | Определение способов как избежать ошибок. |
Выявление нарушений техники безопасности и их последствий. | Повторение правил техники безопасности. |
В заключение занятия проговаривается название метода, с помощью которого были сформулированы положения техники безопасности: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». | Повторение последовательности приёмов мозгового штурма. |
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.
2. Воскобойников, А.Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология [Электронный ресурс] : Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2013. – №6. – Режим доступа: https://www.zpu-jornal.ru/e-zpu/2013/6/Voskoboinikov_Systems-Research/
3. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. – М. : НИИ школьн. технологий, 2004. – 128 с.
4. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.
5. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие /под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М., АРКТИ, 2006. – (Дополнительное образование).
6. Ковалёв, В.Н. Конфликты, возникающие в педагогическом процессе // В.Н Ковалёв Лекция №10 по учебной дисциплине «Основы конфликтологии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.ppt-online.org
7. Лакоценина, Т. П. Современный урок. : научно-практич. пособие / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов н/Д : Учитель, 2007. – 208 с.
8. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.
9. Педагогические технологии : учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д : изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с.
10. Психология и педагогика: учебник для вузов /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Юрайт; Высшее образование, 2010. – 714 с.
11. Проснякова, Т.Н. Курс «Древо жизни» по инновационным методикам преподавания технологии и изобразительного искусства в процессе приобщения детей к мировой художественной культуре на дидактическом интернет-сайте «Страна мастеров». https://stranamasterov.ru
12. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)
Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....
Методический семинар "Применение технологии проблемного обучения, как одно из условий ФГОС к уроку в начальной школе"
Примение технологии проблемного обучения....
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методические рекомендации по применению технологии проблемного обучения
Рекомендации по применению технологии проблемного обучения...