Выступление на конференции
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
Выступление на межрегиональной конференции
«Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»
по тему « Проектная деятельность в условиях интегрированного обучения в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_proeknaya_deyatelnost.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на межрегиональной конференции
«Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»
по тему « Проектная деятельность в условиях интегрированного обучения в начальной школе»
Подготовила: учитель
начальных классов
МОУ «Визимьярская СОШ»
Килемарского района РМЭ
Калашникова Н.А
март 2018 г
Цель современного учителя начальной школы - ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Занятия проектной деятельностью создадут основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаст предпосылки для более успешной культурной социализации обучающихся.
Предполагаемый результат:
* повышение уровня активности школьников , качества знаний учащихся при изучении различных предметов;
* формирование жизненно-важных компетенций, а именно:
дифференциации и осмысления картины мира, своего социального окружения;
овладение навыками коммуникации;
последовательное формирование произвольных процессов.
Я остановлюсь на проекте, в котором речь идёт об интеграции двух учебных предметов
Окружающий мир
Технология
«Окружающий мир» имеет особое значение в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Программа данного курса построена с учетом психологических особенностей младших школьников; обеспечивает интегративный подход к изучению окружающего мира.
При изучении этого предмета устанавливаются более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; происходит понимание взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»; приобретаются начальные навыки экологической, этической, экономической культуры; развивается целостное восприятие окружающего мира.
Курс построен с учетом реализации принципа интеграции. Реализация данного принципа важна по двум причинам: «…во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи».
Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе; перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную деятельность школьника.
В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Особое значение этого предмета состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. В последнее время все шире в практику обучения внедряется новая образовательная область «Технология»
Нигде, как в начальной школе образовательная область «Технология» не интегрирует в себе возможности совершенствования знаний и по другим предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе. Именно в младших классах актуальность технологии как учебного предмета чрезвычайна и в плане овладения трудовыми операциями, и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, способствует увеличению качества знаний, формирует целостность восприятия.
Трудовое обучение в начальной школе не должно осуществляться в чистом виде. Практическая деятельность должна быть подкреплена, с одной стороны, теоретическим осмыслением, с другой - построена по законам красоты и гармонии, предполагать возможность выбора, создавать благоприятную почву для развития творческого мышления.
Такая практика может быть обеспечена при условии интеграции трудового обучения с другими школьными предметами (в данном случае, с окружающим миром).
Внедрение в учебно-воспитательный процесс интегрированных уроков окружающего мира» и «Технологии» в виде проектов решает следующие задачи:
· использование в работе информационных технологий,
· организация индивидуальных консультаций для систематизации и углубления знаний,
· ребенку даётся не готовый результат, а способ, с помощью которого достигается результат,
· проектная деятельность обеспечивает глубину погружения учащегося в содержание изучаемого предмета,
· повышается мотивация к процессу обучения,
· создаются условия, способствующие позитивному качественному изменению личности ребенка в целом.
При отборе содержания по разделам и темам программы, используя интеграцию в проектной деятельности, педагог опирается на уровень развития каждого ребёнка, учитывая при этом психофизиологические особенности школьника и материально-технические возможности образовательной организации и, оценивая качественное содержание доступных ему действий.
На этих уроках большое внимание уделяется не только познанию окружающего мира методами науки, но и возможности применять знания в труде.
Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществить усвоение этих знаний, учится применять их на практике. Поэтому участие детей в формах интегрированной проектной деятельности в данном случае оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний.
В этом учебном году я проводила ряд внеклассных занятий на тему: «Здоровая пища- здоровая жизнь». Вместе с ребятами мы выбрали социально-значимый проект на тему : «Овощной рай» (1класс) Слайд 1
Актуальность( Слайд 2)
Проблема (слайд 3)
Цели и задачи (слайд 4)
Продукт (слайд 5)
Риски (слайд 6)
Характеристика проекта:
По формам организации: групповой.
По срокам выполнения: долгоосрочный.
Результат выполнения проекта: выращенная рассада овощей .
Класс делится на 4 группы.
У каждой группы были задания: поиск загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах.
- Наметили план создания проекта.
Подготовительный этап: (слайд 6)
1. Подбор материала в домашних условиях (перца, томата) , подготовка семян. (слайд 8)
2. Лепка овощей. Это мы выполняли на уроках технологии. Темы уроков: «Получение и сушка семян» и «Овощи из пластилина».(слайд 9,10)
3. Провели конкурс рисунков во внеурочное время на тему: «Овощи». (слайд 11,12 )
Основной: ( слайд13)
1. Работа в библиотеке.
2. Круглый стол «Правильно ли мы питаемся». (окружающий мир тема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов») (слайд 14)
3. Проведение анкетирования «Правильно ли мы питаемся». В анкетировании принимали участие 18 учеников. Набранные баллы показали, что четверым надо улучшить свое питание, а для остальных грозит опасность.
4 . Провели развлекательную программу для детсада «Спор овощей».
5. Посев семян, наблюдение за рассадой, пикировка, уход и передача пришкольному участку. (возможна продажа)
Заключительный этап. (слайд 15,16)
Подведение итогов, защита проекта (слайд 17)
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;
- готовность овладеть компьютерной грамотностью
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Список используемой литературы:
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса
в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001г.
2. Организация проектной деятельности в школе
[Текст] / Авт.-сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.
3. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной
реальности [Текст]: Учебное пособие / О.В. Курбатова О.В. - Ростов н/Д, 2003.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]:
пособие для учителей / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.
В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....
Выступление на конференции
Выступление в г. Усть-Лабинске на региональной конференции «Тенденции развития образования» 8 июня 2012 года по теме "Методическое сопровождение и контроль при проведении уроков с ИКТ"....
Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».
Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....
Выступление на конференции "Оскольский край в годы войны"
В данном выступлении собран краеведческий материал о военных годах Оскольского края....
Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».
Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...