Выступление на конференции
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Калашникова Надежда Александровна

Выступление на межрегиональной конференции

 

«Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»

           по тему « Проектная деятельность в условиях интегрированного обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_proeknaya_deyatelnost.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

            МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на межрегиональной конференции

«Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»

           по тему « Проектная деятельность в условиях интегрированного обучения в начальной школе»  

           

                                                                              

                                                                                                        Подготовила: учитель                   

                                                                                                          начальных классов

                                                                  МОУ «Визимьярская  СОШ»

                                                                                                         Килемарского района  РМЭ

                                                                          Калашникова Н.А 

                                                 

                                                                                         

                                                          март               2018 г

       Цель современного учителя начальной школы - ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

    Занятия проектной  деятельностью  создадут  основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаст предпосылки для более успешной культурной социализации обучающихся.

 Предполагаемый результат:

* повышение уровня активности школьников , качества знаний учащихся при изучении различных предметов;

* формирование жизненно-важных компетенций, а именно:

дифференциации и осмысления картины мира, своего социального окружения;

овладение навыками коммуникации;

последовательное формирование произвольных процессов.

Я остановлюсь на проекте, в котором  речь идёт об интеграции двух учебных предметов

     Окружающий мир

     Технология

    «Окружающий мир» имеет особое значение в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Программа данного курса построена с учетом психологических особенностей младших школьников;  обеспечивает интегративный подход к изучению окружающего мира.

       При  изучении этого предмета устанавливаются более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; происходит понимание взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»; приобретаются начальные навыки экологической, этической, экономической культуры; развивается целостное восприятие окружающего мира.  

      Курс построен с учетом реализации принципа интеграции. Реализация данного принципа важна по двум причинам: «…во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника  – целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи».

      Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь  знаний о человеке, природе и обществе; перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную деятельность школьника.

     В процессе изучения «Окружающего мира»  у детей  формируются умения и навыки  хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

      Особое значение этого предмета состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.  В последнее время все шире в практику обучения внедряется новая образовательная область «Технология»

  Нигде, как  в начальной школе образовательная область «Технология» не интегрирует в себе возможности совершенствования знаний и по другим предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе. Именно в младших классах актуальность технологии как учебного предмета чрезвычайна и в плане овладения трудовыми операциями, и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, способствует увеличению качества знаний, формирует целостность восприятия.

      Трудовое обучение в начальной школе не должно осуществляться в чистом виде. Практическая деятельность должна быть подкреплена, с одной стороны, теоретическим осмыслением, с другой - построена по законам красоты и гармонии, предполагать возможность выбора, создавать благоприятную почву для развития творческого мышления.

     Такая практика может быть обеспечена при условии интеграции трудового обучения с другими школьными предметами (в данном случае, с окружающим миром).

      Внедрение в учебно-воспитательный процесс интегрированных уроков  окружающего мира» и  «Технологии» в виде проектов решает   следующие задачи:

·        использование в работе информационных технологий,

·        организация  индивидуальных консультаций для систематизации и углубления знаний,

·        ребенку даётся не готовый результат, а способ, с помощью которого  достигается  результат,

·        проектная деятельность обеспечивает глубину погружения учащегося в содержание изучаемого предмета,

·        повышается мотивация к процессу обучения,

·        создаются условия, способствующие  позитивному качественному изменению личности ребенка в целом.

     При отборе содержания по разделам и темам программы, используя интеграцию в проектной деятельности, педагог опирается на уровень развития каждого ребёнка, учитывая при этом психофизиологические особенности школьника и материально-технические возможности образовательной организации и, оценивая качественное содержание доступных ему действий.

      На этих уроках большое внимание уделяется  не только познанию окружающего мира методами науки, но и возможности применять знания в труде.

    Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществить усвоение этих знаний, учится применять их на практике. Поэтому участие детей в формах интегрированной проектной  деятельности в данном случае оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний.

В этом учебном году  я проводила  ряд  внеклассных занятий  на тему: «Здоровая пища- здоровая жизнь». Вместе с ребятами мы выбрали социально-значимый  проект на тему : «Овощной рай»   (1класс) Слайд 1

Актуальность( Слайд 2)

Проблема (слайд 3)

Цели и задачи (слайд 4)

Продукт (слайд 5)

 Риски (слайд 6)

Характеристика проекта:

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: долгоосрочный.

Результат выполнения проекта: выращенная рассада овощей .

Класс делится на 4 группы.

У каждой группы были задания:  поиск загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах.

- Наметили план создания проекта.

Подготовительный этап: (слайд 6) 

1. Подбор материала в домашних условиях (перца, томата) , подготовка семян. (слайд 8)

2.  Лепка овощей. Это мы выполняли на уроках технологии. Темы уроков: «Получение и сушка семян» и  «Овощи из пластилина».(слайд 9,10)

3. Провели конкурс рисунков во внеурочное время  на тему: «Овощи». (слайд 11,12 )

Основной: ( слайд13)

1. Работа в библиотеке.

2. Круглый стол «Правильно ли мы питаемся». (окружающий мир тема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов») (слайд 14)

3. Проведение анкетирования «Правильно ли мы питаемся». В анкетировании принимали участие 18 учеников. Набранные баллы показали, что четверым надо улучшить свое питание, а для остальных грозит опасность.

4 . Провели развлекательную программу для детсада «Спор овощей».

5. Посев семян, наблюдение за рассадой, пикировка, уход и передача пришкольному участку. (возможна продажа)

Заключительный этап. (слайд 15,16)

Подведение итогов, защита  проекта (слайд 17)

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;

- готовность овладеть компьютерной грамотностью

- владение коммуникативными навыками, толерантностью;

- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

 Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Список используемой литературы:

  1. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса

 в школе [Текст]  / М.И. Рожков, Л.В.  Байбородова. - М.: Владос, 2001г.

       2. Организация проектной деятельности в школе

 [Текст] / Авт.-сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.

      3. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной

 реальности [Текст]: Учебное пособие / О.В. Курбатова О.В. - Ростов н/Д, 2003.

    4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]:

пособие для учителей / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.

В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....

Выступление на конференции

Выступление в г. Усть-Лабинске на региональной конференции «Тенденции развития образования» 8 июня 2012 года по теме "Методическое сопровождение и контроль при проведении уроков с ИКТ"....

Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».

Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....

Выступление на конференции "Оскольский край в годы войны"

В данном выступлении собран краеведческий материал о военных годах Оскольского края....

Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».

Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...