Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
статья на тему
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хафизова Р.Р.
учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №5
с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Предлагаю вспомнить школьные годы, как нам нравилось играть на улице, переменках, а как не хотелось читать скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами. Современные дети сейчас от природы очень любознательны, способны креативно мыслить и так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом очень трудно. Поэтому главная задача педагога, по словам великого, Учителя Ш.А.Амонашвили, - это создать «…такие условия для воспитания в детях смелости ума, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Мы должны постоянно находиться в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся.
И одним из таких методов является технология развития критического мышления, цель которой - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Не буду останавливаться на самой технологии, на ее стадиях. Хочу рассказать о тех приемах (еще их принято называть активные методы обучения), которые я использую на уроках в начальной школе.
В своей работе для развития мотивации я часто использую такие методы, как «Здороваемся глазами», «Улыбнись мне, а я тебе», «Поздоровайся локтями», которые помогут динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу на уроке.
Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Солнышко и туча» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения. Предлагаю детям самим решить, чего они ждут от урока, чего хотят достигнуть. Например, при использовании метода «Фруктовый сад», заранее готовятся два макета с деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах, прикрепляют фрукты к ветвям, и после этого можно организовать обсуждение.
При проектировании уроков открытия новых знаний меня выручают такие приемы, как «Бортовой журнал», «Кластер», «Знаю. Хочу узнать. Узнал.», «Мозговой штурм», «Синквейн». С удовольствием использую «Кластер». Смысл заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания и дополнить новыми. При изучении по русскому языку во 2 классе темы «Что мы знаем о слове», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают о слове.
Прием таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»
Русский язык. 2 класс. Тема «Разделительный ъ. Развитие умения писать слова с разделительным ъ.»
Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
В какой части слова пишется разделительный Ь | + | ||
После каких букв пишется разделительный Ь | + | ||
Перед какими буквами пишется разделительный Ь | + | ||
После какой части слова пишется разделительный Ъ | v | После приставки | |
После каких букв пишется разделительный Ъ | v | После согласных | |
Перед какими буквами пишется разделительный Ъ | v | Перед буквами е,ё,ю,я |
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.
Мои учащиеся с радостью составляют «Синквейн», где в кратких выражениях излагают учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. (На 1 строчке записывается одно существительное, на 2 - два прилагательных, на 3 строке - три глагола, на 4 - предложение. Последняя строчка – это слово – синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение). Часто использую этот метод на уроке русского языка при изучении словарных слов:
Овощи Москва
Полезные вкусные Красивая большая
Созревают растут собирают Завораживает строится шумит
У Маши в огороде растут овощи. Москва – красивый город.
Урожай Столица
Также «Синквейн» удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики, портрета героя, окружающего мира.
В заключении хочу отметить, что уроки с использованием методов ТРКМ интересны не только для учащихся, но и для учителей, для родителей, позволяют обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Нужно только помнить о том, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. - Москва – Воронеж, 1998г.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. «Принципиальным отличием образовательных ста...