Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему

Лукьянова Татьяна Анатольевна

Мастер-класс показывает  применение современных образовательных технологий  в  формировании компетентности ученика в начальной школе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Применение современных педагогических

технологий на уроках в начальной  школе»

І. Установочно-мотивационная часть.

    Добрый день! Уважаемые коллеги, перед началом нашей работы  представляю Вашему вниманию отрывок из мультфильма «Буревестник».

   Коллеги, мультфильм демонстрирует традиционную школу. А современная школа должна  не только дать учащимся определенный объем знаний, но и воспитать человека, способного творчески мыслить, принимать решения, иметь свою позицию, брать на себя ответственность.

   В сегодняшнем мастер классе я хочу показать, как, применяя современные образовательные технологии, формируются  компетентности ученика.

Для повышения  эффективности образовательного процесса на своих уроках стараюсь сочетать   традиционные формы обучения с современными технологиями.

     Среди большого количества технологий выбираю те, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям младших школьников, теме, задачам урока.

 

ІІ. Ход мастер - класса.

  1. Здоровье сберегающие технологии.

Эмоциональный настрой.

     Уважаемые коллеги! Вспомним сегодняшнее утро. (Сюжетная игра «Одеть пальто»)

 А теперь представьте, что Вы ученики начальной школы (Ролевая игра).

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг  другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Психологический настрой   помогает организовать начало урока. Способствует благоприятному настрою на выполнение заданий. Снимает  физическое и психоэмоциональное напряжение. Оптимизирует умственную и  эмоциональную активность школьников. Игра стимулирует познавательную активность, вызывая положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

  1. Технология проблемного обучения.

Самоопределение к деятельности.

Сейчас мы с вами отправимся на   урок окружающего мира (1 кл.):

В черных фраках,

В белых майках

Круглый год.

Ходит этот удивительный народ.   (Пингвин)

                                                             Среди снегов и льда не голодает,

                                                              За рыбой в холодную воду ныряет.

                                                               Густая белая шерсть спасает

                                                               В морозы согревает. (Белый медведь)

- Сможет ли белый медведь  при встрече съесть пингвина?

- А  эти животные могут встретиться?

- Вы знаете, где живут эти животные?

- Тогда что мы будем изучать  на уроке? (где живут пингвины и белые медведи)

- Сформулируйте тему урока. («Где живут белые медведи?»)

- Какие задачи будем решать на уроке? (Узнаем, где живут белые медведи и пингвины,  какие там живут другие животные и  условия их обитания).

В процессе изучения темы дети приходят к выводу, что встреча белого медведя и пингвина невозможна, так как они обитают в разных  северных регионах.

Технология проблемного обучения привлекает    новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы,  обучение не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических сборников.

  1.  Интерактивная  технология обучения.

А теперь приглашаю  на урок русского языка. Тема «Фразеологизмы» (.  Я знакомлю детей с термином «фразеологизм», т. к. он встречается в олимпиадных, конкурсных заданиях («Русский медвежонок», «ЭМУ-эрудит» «Кириллица», в министерских работах). При использовании интерактивных технологий происходит зрительное и слуховое восприятие. Чем больше информационных источников, тем сильнее влияем на формирование компетентности учащихся.

-  Давайте посмотрим   видеоролик «Красная Шапочка»  и запомним фразеологизмы, которые услышите (просмотр  видеоролика «Красная Шапочка»)

Игра «Микрофон».    

Назовите фразеологизмы, которые вы  запомнили. (Для работы используем микрофон).

  • Как белка в колесе.
  • В ежовых рукавицах.
  • На часах стоять.
  • Вставлять палки в колеса.
  • По горячим следам.
  • Как баран на новые ворота.
  • Весь мир на ладонях.
  • Взять быка за рога.
  • Как сельди в бочке.
  • Крокодиловы слезы.
  • У разбитого корыта.

  Спасибо, ворон вы не считали, а потому все фразеологизмы запомнили и назвали.

Несложная интерактивная технология позволяет осуществить обратную связь. Способствует воспитанию культуры поведения. Говорит только тот, кто получает микрофон.  Интерактивную работу можно применять на занятиях усвоения материала (после изложения нового материала), на занятиях по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения.

  1. Проектная деятельность.

А теперь отправляемся на урок математики. При выполнении проекта,  нам необходимо поработать в группах.

Тема проекта: Задача.

Цель проекта: Создать поэтапную работу над задачей.

Задание: 1 группа -  по ключевым словам составить задачу.

2 группа – сделать краткую запись к задаче.

3 группа – выполнить схематический чертёж к задаче.

4 группа – решить задачу.

Выполняя  проекты, дети выполняют проблемные задания, которые требуют знания материала, где школьники приучаются творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения, стоящих перед ними задач. Объединенные в группы учащиеся, общаясь друг с другом, развивают умение слушать, думать и работать вместе, принимать решение. А значит,  усваивают навыки демократического способа жизни, которые понадобятся в семье, на работе, в обществе.  

  1. Технология развития критического мышления.

Критическое мышление предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. То есть ученик должен научиться анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Технологии развития критического мышления исключает пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения.

 Прием «Лови ошибку». В предложенных  фразеологизмах  исправить допущенные ошибки.

  • Как заяц в колесе.
  • В еловых рукавицах.
  • На стуле стоять.
  • Вставлять спицы в колеса.
  • По холодным следам.
  • Как осел на новые ворота.
  • Весь мир в охапке.
  • Взять козу за рога.
  • Как сельди в море.
  • Бегемотовы слезы.
  • У разбитого стакана. 

Уважаемые коллеги! Спасибо Вам за работу. Вы сегодня были кладезями премудрости, что позволило нам работать рука об руку.

  Главным экзаменатором наших учеников будет жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде. Способны ли будут  принимать решения  в нестандартной ситуации.  Смогут ли они  анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит от того, как будут сформированы ключевые компетентности.

 Теперь, уважаемые коллеги,   оцените свою  работу. У Вас есть три фразеологизма, после проведенного мастер-класса, Вы можете сказать:

                             

            Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Элементы современных образовательных технологий в структуре урока. Здоровьесберегающие технологии....

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

Тема по самообразованию:«Активизация познавательной деятельности младших школьников путём применения современных технологий на уроках русского языка»

  Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского...

Применение современных технологий на уроках окружающего мира.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...

Применение современных технологий на уроках окружающего мира и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...