Выступление на семинаре заместителей директоров " Третий глаз. Учите видеть больше чем написано."
статья на тему

Жигилиева Елена Александровна

Ежедневно мы имеем дело с информацией. Информация бывает явная всем понятная (эксплицитная) и скрытая (имплицитная). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_skrytaya_i_yavnaya_informatsiya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ежедневно мы имеем дело с информацией. Информация бывает явная всем понятная (эксплицитная) и скрытая (имплицитная).

Когда на своих уроках мы используем скрытую информацию? ( На географии используем различные символы, находим закономерности, на языковых уроках при изучении морфологического строения слова, вычленять информацию, находить тему и рему).

Проблемы, связанные с чтением и восприятием информации в нашей стране осознаются на всех уровнях. В стратегии развития воспитания (последней новой) выделяется использование чтения для познания мира и формирования личности, а также создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком.

Вот в ходе моего выступления я хочу показать приемы, которые можно использовать на любом уроке, для того, чтобы восприятие материала стало более осознанным, и работа с таким текстом стала более понятной, творческой и полезной нашим детям.

Что такое марка?

Марка – это знак почтовой оплаты, а ещё пример очень сжатой спрессованной информации.

Скажите, какая скрытая информация содержится в этой марке?

А какой жанр литературы весь состоит из переплетения явной и скрытой информации, при анализе которой всё тайное становится явным?

130 лет назад появился Шерлок Холмс, человек, который  мог считывать скрытую информацию. Попробуем себя в роли Шерлока Холмса.

Перед вами марки. Попытайтесь выудить всю и явную и скрытую информацию.

Это действительно была почтово-благотворительная серия советского благотворительного фонда существующего до сих пор. Это российский детский фонд. Он занимается тем, что помогает детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Теперь мы видим, что марка это не только знак оплаты и носитель информации, но с ее помощью решается много дополнительных задач, таких как благотворительность.

И в последнее время их часто используют участники посткроссинга. Что это  такое?

 Этот проект известен во всем мире. Кроме того, что люди обмениваются открытками марками, общаются друг с другом, практикуют языки, они ещё стали вкладывать в свои открытки скрытую информацию.

Вот пример такой открытки.

А теперь я зачитаю текст открытки, а вы попробуете отгадать при помощи марок, которые были на ней, какая скрытая информация была в них заложена.

Наконец-то моя мечта осуществилась. Я посетил страну, о которой так много слышал. Мне удалось увидеть памятник основателю столицы этой страны. Посетить  музей и увидеть во отчую полотна моего любимого художника. Я также попал на матч. Это было здорово! Поздравляю с праздником. Алекс.

А вот при помощи марок я попыталась зашифровать слово.

Тайны любого текста можно узнать, если с ним разговаривать, вести диалог.  

С точки зрения лингвистики речь идет о вычитывании фактуальной и подтекстовой информации.

Фактуальная – это описание героев, поступков, место действий.

Подтекстовая не описывается в тексте, но по действиям, словам, поступкам можно догадаться,  в чём скрытый смысл.

На примере  рассказа Б.Житкова «Храбрый утенок»

Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (хозяйки, утят, утёнка Алёши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).

Подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Поскольку пародия обладает значительным культурно-национальным потенциалом, нужно  использовать их в качестве учебного материала,

Проблема обучения пониманию имплицитной информации в процессе чтения пародийных текстов является весьма интересной: читая пародии, мы, безусловно, формируем умения понимания скрытого смысла, который содержится в тексте пародии.

 Сказанные замечания не относятся к хоккею, они не подтверждают, что Мишаков является специалистом своего дела. Более того, последняя фраза позволяет сделать вывод, что он плохой хоккеист.

  В доме появился лишний житель, которого каждый считает своим соседом, но не может с точностью указать, в какой именно квартире тот проживает. Вы не должны спугнуть странного жильца, поэтому не можете каждому задать вопрос: «Где ты живешь?» Так что вы проникаете в пустые квартиры жителей во время их отсутствия и определяете хозяина по обстановке.

Третий глаз – это что-то , что дает нам возможности для понимания за гранью очевидности. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, третий глаз (условно)– это способность видеть скрытую информацию в написанном видимом тексте.

Давайте включать такие задания в наши уроки и учить наших детей замечать неочевидное.

Ведь как сказала Марина Цветаева «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар заместителей директоров по УВР, методистов образовательных организаций "Модернизация системы внутришкольного контроля в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов"

В данном разделе опубликована программа семинара заместителей директоров по УВР, методистов  образовательных организаций "Модернизация сисемы внутришкольного контроля в свете требований федеральн...

Классный час "Мы патриоты России" проведенный в рамках семинара заместителей директоров по воспитательной работе" "Формирование у учащихся общенациональных ценностей"

Цели занятия:1.      Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории; показать значение Родины в жизни каждого человека; раскрыть з...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР.

Особенности организации учебной деятельности с детьми с О В З....

Выступление на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе

Работа учителя с родителями начинается с первой их встречи – при записи ребёнка в школу. Первую беседу необходимо продумать таким образом, чтобы родители смогли воспользоваться советами учителя ...