Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хужирская основная общеобразовательная школа»
Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
Автор: Сотникова М.С.
у.Хужиры
Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Для реализации поставленных перед учителем задач в логике системно-деятельностного подхода я использую всем знакомые формы, методы и приемы обучения, но не обошлась и без новшеств. Представляю наиболее актуальные из них.
Общие формы обучения:
-индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные,
-коллективные,
- парные, со сменным составом учеников.
В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.
Методы обучения.
В своей работе я использую как традиционные методы обучения, так и инновационные.
Инновационные методы обучения, используемые мною на уроках в начальной школе.
- Проблемное обучение
Из опыта работы: достоинства проблемного обучения:
- высокая самостоятельность учащихся;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; развитие мыслительных способностей учащихся.
- акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Проблемные ситуации я создаю на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Принцип работы: создание проблемную ситуацию, направление учащихся на ее решение, организация поиска решения.
Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
1. подвожу школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2. сталкиваю противоречия практической деятельности;
3. излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4. предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций врача, художника, музыканта);
5. побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6. ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
7. определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
8. ставлю проблемные задачи: “с недостаточными или избыточными исходными данными; “с неопределенностью в постановке вопроса; “с противоречивыми данными; “с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; и др.
К методам проблемного обучения относятся проблемное изложение, эвристический и исследовательские методы.
- Исследовательско-методическое обучение и метод проектов
Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности.
Поэтому, наряду с проблемным обучением я в своей работе использую исследовательский метод обучения, который предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Созданием проектов с учащимися мы занимаемся как в урочной так и во внеурочной деятельности. Продуктом является представление проектов на межрайонном конкурсе исследовательских проектов для младших школьников «Росток»
В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество. Я представлю только некоторые из них, используемые мною в организации обучения младших школьников:
Приемы мотивации и целеполагания
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов
Приемы работы с текстом
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Понятийное колесо
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка
• Лекция-визуализация
Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
• Сводная таблица
• Т – таблица
• Сюжетная таблица
• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
• Бортовой журнал
Приемы организации рефлексии
Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Синквейн
• Телеграмма
Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на республиканской конференции "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Материал знакомит с сутью интерактивноего обучения, интерактивными методами....
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...
Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Методы и приемы обучения на уроках математики в начальной школе.
методическая статья...
«Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе»
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...
Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
Формы, методы и приёмы обучения на уроках в начальной школе...
Доклад "Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе"
Методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....