«Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе»
презентация к уроку

Большакова Марина Павловна

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе педагога, в том числе к умению работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. 

 Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переходе к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Программа  обновления  образования предполагает, что обучение должно быть активным, должна осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи, использоваться ИКТ, диалоговое обучение, исследовательские методы. В связи с чем проблема активности личности в обучении не теряет свою актуальность и в педагогической науке, и в образовательной практике .

    Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

      Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Большакова М. П., учитель начальных классов МОУ НОШ №1 Активные методы обучения в начальной школе

Слайд 2

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения.

Слайд 3

Человек запоминает: только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (данные немецких, американских и российских исследователей)

Слайд 4

АМО подразделяются Методы начала урока. Методы выяснений целей, ожиданий, опасений. Методы презентации учебного материала, организации самостоятельной работы. Методы обобщения знаний. Методы релаксации. Методы подведения итогов.

Слайд 5

АМ начала урока Цель : динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе . «Поздоровайся локтями / глазами /ладошками», «Улыбка », «Галерея портретов»

Слайд 6

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛАДОШКАМИ» Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всём (мизинец) Здравствуй! (всей ладонью)

Слайд 7

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ»

Слайд 8

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений Цель :выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. «Фруктовый сад» , « Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча».

Слайд 9

АМ презентации учебного материала Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся. « Инфо-угадай-ка », «Мозговой штурм», «Пометки на полях» или « Инсерт ».

Слайд 10

+ знаю не знаю, непонятно ? хочу узнать подробнее ! узнал новое Метод «Пометки на полях»

Слайд 11

прием «Светофор

Слайд 12

АМ обобщения знаний ЦЕЛЬ : систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми . «Кластер », « Синквейн », «Творческая мастерская», «Автобусная остановка ».

Слайд 15

«Творческая мастерская »

Слайд 16

АМ релаксации Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы . «Тряпичная кукла и солдатик», «Постройся по росту», «Четыре стихии ».

Слайд 17

АМ :подведение итогов урока Цель : эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. « Мудрый совет», «Итоговый круг», «Вопрос - ответ», «Ромашка».

Слайд 18

Использование АМО на уроке позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Слайд 19

Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное их использование не дает хороших результатов. Дети начальной школы имеют свои особенности, часто не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества ; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Слайд 20

за внимание!



Предварительный просмотр:

Утверждено:

Сообщение на тему:

 «Активные методы и приемы обучения

на уроках в начальной школе»

Подготовила Большакова М. П.,

учитель начальных классов

МОУ НОШ № 1

Тверь, 2018

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе педагога, в том числе к умению работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.  

 Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переходе к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Программа  обновления  образования предполагает, что обучение должно быть активным, должна осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи, использоваться ИКТ, диалоговое обучение, исследовательские методы. В связи с чем проблема активности личности в обучении не теряет свою актуальность и в педагогической науке, и в образовательной практике .

    Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.   СЛАЙД 2

      Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они  имеют практическую направленность, строятся на игровом и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии . СЛАЙД 3

Человек запоминает:

 только 10% того, что он читает,

 20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.  

      (данные немецких, американских и российских исследователей)

Для повышения активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний  все этапы урока должны включать активные методы обучения.

     В своём выступлении я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую  на различных этапах уроков  и как они позволяют мне эффективно решать конкретные  задачи.

   Для каждого этапа урока используются свои активные методы. СЛАЙД 4

АМО подразделяются на

  • Методы начала урока.
  • Методы выяснений целей, ожиданий, опасений.
  • Методы презентации учебного материала, организации самостоятельной работы.
  • Методы обобщения знаний..
  • Методы релаксации.
  • Методы подведения итогов.

Нетрадиционное начало урока СЛАЙД 5 создает эмоциональный настрой на работу, установление контакта между учениками. Это может быть эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент,  ребус, загадка, анаграмма. Применение элементов кинезиологии  –

психологического настроя на начало урока, различных игр таких  как «Улыбка», «Поздоровайся локтями», «Поздороваемся глазами», «Галерея портретов», «Дерево дружбы» эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Дети, выполняя задание, должны

коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. СЛАЙДЫ 6, 7

       Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. СЛАЙД 8

Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Солнышко и туча»     позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.    

       Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала;

имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.  В конце урока  каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

       На этапе презентации учебного материала СЛАЙД 9 требуется проявление творчества и фантазии учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Наряду с традиционным рассказом, эмоциональным представлением нового материала чаще использую активные методы: «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», «Пометки на полях» или «Инсерт».

СЛАЙД 10 "Инсерт" или  «Пометки на полях».

Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и

предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+   знаю

-    не знаю

?   хочу узнать подробнее

!    узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!  

     Для проведения дискуссии и принятия решений используем  прием «Светофор СЛАЙД 11

Каждый ученик получает карточки.

Учитель зачитывает тезисы по одному. Ученики, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку. Несогласные – красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения – жёлтую.  Всякий раз необходимо предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, учеников просят обосновать их положительную  или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.

Для представления материала самостоятельной работы детей очень

интересны такие методы, как  «Автобусная остановка», «Творческая мастерская», «Кластер» и «Синквейн».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.

Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит

задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися

записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и

добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Для систематизации и обобщения знаний СЛАЙД 12 используются методы «Кластер», «Синквейн»

       СЛАЙД 13 Метод «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и возможность дополнить новыми знаниями. Изучив по русскому языку  тему «Имя существительное», с детьми составили  кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

      СЛАЙД 14 Метод «Синквейн». Можно использовать на этапе обобщения знаний.  Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Интересным методом представления совместного творчества является «Творческая мастерская» СЛАЙД 15

      Когда я  чувствую, что обучающиеся устали, а

впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о восстанавливающей силе релаксации на уроке! СЛАЙД 16

      СЛАЙД 17 На  заключительном этапе урока использую метод рефлексии, через который устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

       Так завершить урок, можно применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

СЛАЙД 18

Использование АМО на  уроке

позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

•рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

         СЛАЙД 19 Уроки с использованием методов

активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Дети начальной школы имеют свои особенности, часто не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденци...

Активные методы и технологии обучения математике в начальной школе. Из опыта работы

В презентации представлены  и разобраны следующие различные методы и технологии изучения математики в начальных классах:Проблемное обучениеПроектная деятельностьИгровые технологииИсследовательска...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»

В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...