ПК 4.3 Технологии обучения
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Технологии обучения,анализ МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.pptx | 1.31 МБ |
problemno-dialogicheskoe_obuchenie_prezentatsiya_shmo.ppt | 2.96 МБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya_2.pptx | 275.72 КБ |
tehnologiya_problemno-_dialogicheskaya_1.doc | 33.5 КБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 14.2 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 12.38 КБ |
analiz_mo.docx | 13.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский . Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии . Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации) достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Современные здоровьесберегающие технологии
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Витаминизация и аромотерапия Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз- самокоррекция Гимнастика дыхательная Гимнастика бодрящая Организация работы в режиме смены позы
2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия Проблемно-игровые ( игротреннинги и игротерапия )
3. Коррекционные технологии Арттерапия –коррекция через творчество Сказкотерапия Цветотерапия Психогимнастика Технологии музыкального воздействия Использование новых форм организации уроков Комфортное начало и окончание урока Личный пример учителя.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная организация урока . Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; Нагрузка от дополнительных занятий в школе; Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Релаксация Релаксация — это расслабление после напряженной умственной дея-тельности. Цель её — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.
Физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость.
Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Литература 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство « Вако »,2005 г. 2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г. 3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г. 4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе». http://www.za-partoi.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий
Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учащихся, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление учащищихся вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?
Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»
Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности .
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: Умственных способностей учащихся возникающие затруднения заставляют учащихся задуматься, искать выход из проблемной ситуации; самостоятельности самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, выбор плана решения; креативного мышления самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…»
Задача учителя – научить ребенка читать «правильно» , эффективно, продуктивно.
Технология продуктивного чтения – технология формирования типа правильной читательской деятельности - до чтения теста, -во время чтения текста, -после чтения текста.
Профессор Н. Н. Светловская : «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и ее преобразование – важнейшее умение.»
Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, ч еловека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления.» из общеобразовательной программы «Школа 2100»
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника -понимание информации, -поиск конкретной информации, -самоконтроль, -восстановление широкого контекста, -интерпретацию, -комментированное чтение.
Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения. 2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 3. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 4. Введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Этапы работы с текстом
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация , т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
Основные приемы технологии : Диалог с автором Комментированное чтение
Подготовка к уроку с использованием технологии продуктивного чтения 1. Выберите текст, который вы предложите ученикам (рассказ, абзац, статья, правило, таблица, схема и т. д.) 2. Прочитайте, выделите 3 уровня информации фактуальную , п одтекстовую, концептуальную 3. Определите роль данного текста на уроке 4. Определите стратегию во время работы с текстом.
Работа с текстом на уроке До чтения Составьте пословицу и объясните ее смысл (работа в группах) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Дети составляют пословицы: Доброе слово лечит, а злое калечит. Делай доброе дело, чтобы сердце пело. Задаем вопросы: Чему учат эти слова? (Добру) Сформулируйте тему урока (Добро и зло)
Ассоциативный куст Басня Олицетворение Небылица Крылов Жанр Аллегория Метафора Высмеивание Мораль
2 . Работа с текстом во время чтения Стратегия ВОП В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения О – предполагаемый ответ на возникший вопрос П – проверка своего предположения
Диалог с автором Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался , споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений . (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно , и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду , пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.
Прихрамывая , они спускались к речке (путь явно был долгим и сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи . (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений . (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один . (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.) Голос его звучал вяло , без всякого выражения . Он говорил равнодушно , и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду, пенившуюся по камням , ничего ему не ответил . (Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … – учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.) Комментированное чтение – выделяем ключевые слова, выделяем, комментируем их.
3. Работа с текстом после чтения Выполнение творческого задания Прием «Сравни» Сравни три произведения искусства об осени: Пьесу П.И.Чайковского «Октябрь» Картину И.И.Левитана «Золотая осень» Отрывок из стих. А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою золотую осень, запиши наблюдения. Синквейн к теме «Чтение» Чтение. Осознанное и глубокое. Помогает. Учит. Вразумляет. Жизнь без чтения бледна. Истина.
Формирование УУД До чтения Во время чтения После чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Технология проблемно- диалогическая.
Русский язык. Неопределённая форма глагола
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мы речь свою ведём о том, Что вся земля – наш общий дом- Наш добрый дом, просторный дом – Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том ведём мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля! - Найдите в стихотворении глаголы, укажите число и время. - У всех глаголов вы смогли определить время? Возникновение проблемной ситуации | Находить глаголы, отвечать на вопросы учителя |
Русский язык. Местоимение как часть речи
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Юля сажает красивые цветы. Юля помогает бабушке. - Что записано на доске? - Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась? - Как можно избежать повтора - Хорошо. О ком говорится в первом предложении? - А во втором? - Как вы догадались? Какое слово нам помогло? - На кого указало нам слово «она»? - А мы можем определить какой частью речи является это слово? - Возникновение проблемной ситуации | - Отвечать на вопросы учителя |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения
Работа с текстом до чтения
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фрагмент урока № 1. - Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд) 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. (Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) - Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло) - Отгадайте, о ком будем читать? С ветки на ветку быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка) Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) - Прочитайте ключевые слова. - Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло) Проверим наши прогнозы. | Читать загадки Отвечать на вопросы учителя |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
II этап – Работа с текстом во время чтения. 1)Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? (Учитель читает первую часть) - Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал? - Прочитаем 2 часть рассказа (читают хорошо читающий ученик вслух). Приём «Дерево предсказаний» - Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название нашего рассказа. Ветви – предположения. - Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева). -Чтение самостоятельно 3 – й части. - Оправдались ваши предположения? 2)Перечитывание текста, более осознанное. - Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 4 часть. Приём «Чтение вслух с остановками». (После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий) | Отвечать на вопросы учителя Читать текст |
Предварительный просмотр:
Анализа заседания методического объединения учителей начальных классов
«Планирование и организация методической работы учителей на 2017-2018 учебный год»
Во время подготовки к заседанию были распределены темы выступлений. На заседании присутствовало 21 человек.
На заседании МО была заслушана актуальная тема на сегодняшний день «Планирование и организация методической работы учителей на 2017-2018 учебный год». Были расмотрены следующие вопросы:
1.Анализ работы методического объединения учителей за 2016- 2017 учебный год.
2.Обсуждение и утверждение плана МО на 2016-2017 учебный год.
3.Изучение методического письма.
4.Рассмотрение и утверждение рабочих программ, календарно- тематических планов по предметам.
5.Рассмотрение учебной нагрузки и УМК.
6.Аттестация в 2017-2018 учебном году. Уточнение списка учителей, подавших заявление на повышение квалификационного разряда, курсы повышения квалификации.
7.Определение и утверждение тем по самообразованию.
8.Участие в олимпиаде «Шаг в будущее», в предметных олимпиадах для учащихся 4 класса.
На заседании МО выслушали: по первому и второму вопросу заслушали Кузнецову Е.В. Она проанализировала работу МО за прошлый год и предложила новый план работы на 2017- 2018 учебный год. По третьему вопросу слушали Евстифееву Н.А. Она представила тезисы из методического письма. По четвертому, пятому, шестому вопросу заслушали Берсеневу Е.М. По седьмому, восьмому вопросу заслушали Кузнецову Е.В.
Руководитель МО, педагоги внимательно слушали выступления своих коллег. Вносили коррективы. Задавали вопросы.
Содержание заседания МО соответствует поставленным целям и достигнутым результатам. Работу за 2016-2017 учебный год признали удовлетворительной. Был утвержден план на 2017-2018 учебный год. Утверждено использование методического письма для корректировки рабочих программ. Утвердили рабочую программу и календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год. Утверждена учебная нагрузка на 2017-2018 учебный год. Уточнили перспективные списки аттестации на срок до 2020 года. Утверждены темы по самообразованию. Определили участников олимпиады «Шаг в будущее», предметных олимпиадах учащихся 4 классов по математике, русскому языку, окружающему миру.
На заседании МО мне больше всего понравилось активность, в обсуждение вопросов принимали участие все участники МО.
На заседании были рассмотрены все запланированные вопросы, по каждому вопросу было найдено решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....