Мастер-класс "Сохраним зрение вместе"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Канипова Галина Александровна

Данный материал предназначен для учителей начальных классов, использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии. Целью мастер-класса является распространение педагогического опыта по использованию наиболее доступных приемов и методов по сохранению и укреплению зрения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Сохраним зрение вместе»

Добрый день,  уважаемые коллеги!

Звучит музыка. На экране – изображения.

- Как хорошо видеть звездное небо, удивительные цветы, красоту родной природы, сосновую шишку, грациозного белого лебедя.

А сейчас я вам предлагаю закрыть рукой один глаз  и посмотреть на экран.

- Какие ощущения вы испытали?

- Такие же ощущения испытывают дети, имеющие нарушения зрения и вынужденные ходить в окклюдере.  

- Почему же так происходит?

Песня (клип)

- С каждым годом зрение школьников ухудшается. Об этом говорит статистика (Слайд). Цифры не утешительны.

- Число людей со зрительными проблемами выросло за последние сто лет в пять раз. Но, несмотря на такое положение, утверждаю, что в нашем городе (Слайд школа) есть такой островок, где зрение у ребят начальной школы улучшатся с каждым годом (Фото-график). 

Это произошло потому, что наряду с учебной деятельностью большое внимание уделялось коррекционной работе.

- В ходе моей педагогической деятельности выстроилась  модель коррекционной работы по восстановлению зрительных нарушений. Эта работа ведется по таким направлениям:          

Задание группе

- Перед вами  приемы работы по улучшению зрения. Распределите эти приемы по основным направлениям.  (Группа работает)

Работа  с залом. Знаете ли вы, какие существуют распространенные заблуждения, относительно зрения?   

- Эти  заблуждения заставляют людей думать, что зрение нельзя улучшить

Например :

  1. Плохое зрение передается по наследству. По статистике только 3 человека из 100 слабовидящих родились с наследственными зрительными проблемами. У остальных 97 % проблемы со зрением появились, в какой - то момент их жизни. Ведь точно так же, как мы учимся говорить и ходить, мы учимся видеть.
  2.  Зрение неизбежно ухудшается с возрастом. Зрительная система -  так же как и любая другая система организма со временем ухудшается. Это происходит, если ничего не делать для сохранения и укрепления зрения

    Пример: Кембриджский институт получил письмо от 89 –   летнего мужчины:

    «Я носил очки для чтения 50 лет, с тех пор как мне исполнилось  39. теперь после 2-х месяцев по программе улучшения зрения,    иногда я могу читать  без очков. Это у меня хорошо получается и не требует усилий.

  1. Знаете ли вы, какая страна является родиной контактных линз? Это Япония! Но в самой Японии   вы не встретите людей в контактных линзах, все японцы ходят в очках, т.к. знают о влиянии контактных линз на орган зрения.

Проверка работы в группах.

Итак,  мы с вами распределили приемы работы  по улучшению зрения по основным направлениям. Ваши глаза устали, давайте отдохнем.

Физминутка на экране.

  1.  Упражнение «Решетка». Следим глазами за каждой решеткой. Изменяется размер;  Выполняем глазодвигательные упражнения.
  2. Каждая решетка наполняется цветом. Не отрываем глаза от экрана, цветовая гамма изменяется, следим за изменением цвета.
  3. Следим за построением пирамиды. Мигание мобилизирует зрительные возможности. Не отрывая глаз, следим за движущимися объектами.
  4. «Спрятанные изображения».

- Обратимся к модели. В 1-ом направлении самое важное – учитывать диагноз ребенка, и в зависимости от этого – правильно рассадить детей по рядам. Ученики с косоглазием должны сидеть на среднем ряду. У некоторых детей на партах полоски, по которым они выравнивают тетрадь по наклону.

- Перейдем к следующему направлению. Здесь существуют множество разных игр на развитие зрительных возможностей. Наиболее интересные такие: дартс, боулинг, попади в цель, кто дальше. Детям нравится игра «Водомер», которая развивает меткость и глазомер. Обычной брызгалкой выпускаем струю воды. Нужно определить на глаз, сколько шагов будет до последней водяной метки. Попробуем!

- Видеослайд. Рассмотрим интересные приемы 3-го направления. Упражнение «Веревочка с узелками». Оно развивает бинокулярность зрения, т. е.   способность разума и глаз работать согласованно.

Два ученика встают напротив друг друга, держа в руках, чуть ниже уровня глаз, веревку с узелками. Посмотрев на 1-ый узелок,  вы увидите 2 веревки, сходящиеся к этому узелку. Посмотрим на последний узелок, вы увидите 2 веревки, сходящиеся к последнему узелку. Посмотрев на средний  узелок, вы увидите 2 веревки, пересекающиеся в среднем узелке.

- Упражнение  с тренажером «Карандаш». Это упражнение на развитие конвергенции и аккомодации – способность фокусировать взгляд  в одной точке, перемещать взгляд с одной точки на другую.

- «Массаж» 

- Последнее направление включает курс «Охрана зрения и зрительного восприятия», различные внеклассные мероприятия, по профилактике зрительных нарушений. Наиболее удачными были творческие проекты детей «Полезны для зрения», «История возникновения очков».

- Вывод: Я продемонстрировала вам самые доступные упражнения для улучшения зрения. Используя в своей педагогической деятельности все эти направления в комплексе, работа по сохранению и улучшению зрения будет результативной.  И тогда наши дети получат возможность в ясную погоду на вечернем небе  увидеть маленькую звезду «Алькор»  рядом с созвездием «Большой медведицы», которую видят люди с хорошим зрением. Еще с древних времен использовали этот способ для проверки остроты зрения. И вам я рекомендую проверить свое зрение по этой звезде.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица "Ухудшение зрения и заболевания органа зрения"

С чем связано ухудшение зрения и заболевания органа зрения...

Разработка праздника " Бережем свое зрение" приуроченного к Всемирному дню зрения 11 октября.

Актуальной проблемой современных детей является нагрузка на глаза. Наша современность диктует  свои правила и нам следует знать, как обезопасить себя и  как беречь свое зрение. В данной разр...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...

Органы чувств: зрение. Гигиена зрения.

Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым ...

Острота и характер зрения. Дети с нарушением зрения

Краткая классификация нарушений зрения у младших школьников....