"Организация работы по выполнению домашнего задания в группе продлённого дня"
статья по теме

Марина Николаевна Козлова

Организация самоподготовки в группе продлённого дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа в группах продленного дня является частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы. Группы продленного дня являются действенным средством помощи родителям в выполнении домашних заданий, воспитании детей, способствуют предупреждению безнадзорности и правонарушений детей. Особое внимание уделяется вовлечению в группы продленного дня учащихся семей, нуждающихся в постоянном педагогическом контроле.

Важная задача школы, учителя и воспитателя – научить детей учиться, дать им глубокие, прочные знания, привить навыки самостоятельной работы.

В группе продленного дня эта задача решается в специальное время, которое отводится на самоподготовку учащихся. Организация этого важного, режимного момента – одна из самых ответственных и сложных частей многогранной работы воспитателя. В процессе выполнения домашних заданий учащиеся повторяют и закрепляют изученный на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного учебного труда: умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями.

В процессе учебной работы формируются такие необходимые в их жизни качества, как упорство, настойчивость, инициатива. И конечно же, воспитание у детей умения организовать свой умственный труд, является основой развития их интереса к учению.

Согласно указаниям СанПина на приготовление домашних заданий должно быть потрачено  для 2–3-х классов – до 1,5 часов, для 4-х классов – до 2 часов.

Готовить домашнее задание нужно в одно и тоже время, после обеда и прогулки. Очень важно, чтобы учащиеся приступали к работе бодрыми, уравновешенными, отдохнувшими. Поэтому в конце прогулки опытный воспитатель, чтобы снять возбуждение проводить игры малой подвижности, следит за тем, чтобы дети не бегали и не кричали.

Приготовление домашних заданий начинается в спокойной, деловой обстановке, соблюдается тишина. Все замечания воспитатель должен делать тихо, обращаясь не ко всей группе, а к каждому ученику в отдельности.

Во время самоподготовки устраиваются перерывы для отдыха детей, 10-ти минутные перерывы следуют за 40-а минутными занятиями.

Экспериментальные исследования показывают, что после таких перерывов у младших школьников резко снижается работоспособность. Поэтому лучше предоставлять возможность детям устраивать произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы. У некоторых учащихся утомляемость наступает быстрее и таким детям воспитатель сам рекомендует отдохнуть.

Воспитатели стараются приучить детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку : быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное на дом.

Не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни думают быстрее, другие медленнее, у одних учащихся развита зрительная память, а у других – слуховая, одни добросовестно и самостоятельно выполняют домашнее задание, других приходится контролировать, направлять и оказывать индивидуальную помощь.

Для того чтобы дети умели более разумно и правильно организовывать свой учебный труд, воспитателю важно помочь убедиться, что приготовление каждого задания требует выработки навыков и выполнения необходимых действий в определенной последовательности.

При подготовке устных заданий рекомендуется детям следующий примерный план действий:

    1.Вспомни, что ты узнал на уроке.

    2.Прочти заданное по учебнику, что не понял, прочти два-три раза.

    3.Подумай, что в прочитанном главное, составь план рассказа.

    4.Используй вопросы, которые помещены после рассказа.

    5.При чтении учебника природоведения пользуйся картами и иллюстрациями.

При подготовке письменных заданий предлагается детям следующий порядок действий:

   1.Прежде чем приступить к выполнению задания, исправь ошибки в своих предыдущих работах.

   2. Повтори по учебнику правила, с которым связано выполнение упражнения.

   3.Выполняя письменные задания, проверяй каждое предложение.

   4.Ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше, с разрешения воспитателя, переписать её заново.

Таким образом, воспитателю нужно организовать самоподготовку так, чтобы учащиеся внимательно проверяли себя и старались самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Важным условием, обеспечивающим успешную организацию самоподготовки, является согласованность в действиях учителя и воспитателя. Требования, предъявляемые школьникам, воспитателем и учителем должны быть едины.

Важно установить и степень помощи воспитателя в выполнении учащимися домашних заданий. Как определить разумные ее пределы, не допуская излишней опеки? Ведь не редко воспитателей группы продленного дня упрекают в том, что они лишают учеников самостоятельности, тормозят у них чувство ответственности. Другая часть воспитателей считает, что ошибки легче предупредить, чем работать над ними после того, как у ученика сложились уже определенные ассоциации при неправильном выполнении задания. Другие считают, что выполнение заданий должны быть приближены к домашним условиям учеников.

Вывод один: без знания индивидуальных особенностей, способностей, возможностей каждого ученика и учета этих особенностей невозможно продвижение каждого ученика в процессе обучения.

Пребывание ребенка в группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье. Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по выполнению домашних заданий.

Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий....

Организация и выполнения домашнего задания и самоподготовки в ГПД 3 - 4 классов

Описание хода работы воспитателя в группе продленного дня; Рассматриваем процесс выполнения и проверки домашнего задания....

Проектирование и организация режима выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования.

Для учителей начальных классов методические рекомендации по проектированию и организации домашнего задания....

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...

Презентация родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...