Коррекционная работа по подготовке детей с ОВЗ к овладению навыками письма
методическая разработка на тему

Микишанова Е.А

Дети с нарушением интеллектуального развития в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. Многие из них пишут буквы зеркально, не дописывают элементы букв, не соблюдают строчку. Умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное всегда может быть прочитано любым грамотным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

 «Коррекционная работа по подготовке детей с ОВЗ

 к овладению навыками письма»

В настоящее время актуальным является раннее включение детей с нарушениями интеллекта  в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство школьников при поступлении в специальную коррекционную школу имеют серьезные нарушения психики.
Обучение органически связано с коррекцией недостатков познавательной деятельности, всей личности ребенка. Только единство обучения и коррекционно-развивающей работы обеспечит правильное формирование психических функций аномального ребенка, их необходимую перестройку. 

          Коррекционная направленность обучения способствует максимальному погружению ребёнка в активную речевую среду, позволяет скорригировать двигательные функции, эмоциональный тонус, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности, даёт возможность сформировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и самоконтроля и самооценки.

В связи со значительными сложностями контингента учащихся надомного обучения (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью) и невозможностью приступить сразу к обучению возникла необходимость в пропедевтике, т.е. к подготовке к обучению.

В этот период особое значение для улучшения общего эмоционального фона  развития познавательных процессов принадлежит системе коррекционных упражнений, что позволяет успешно пройти адаптацию и приступить к обучению.

Цель: выявить и обосновать оптимальные условия использования коррекционных упражнений по подготовки к навыкам письма в обучении детей с ОВЗ в условиях надомного обучения и,  тем самым,  повысить эффективность педагогического влияния.

Формирование готовности овладению навыками письма.
     Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки умственно отсталых детей к школьному обучению. При обучении умственно отсталых детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе  выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
С детьми проводились гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия.
Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.
Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
5.Формирование базовых графических навыков.
Детей обучали проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

А теперь рассмотрим подробнее работу с детьми на начальных этапах обучения.
ПЕРВЫЙ ЭТАП  
1.Развитие движений рук по подражанию действиям педагога, зрительно — двигательной координации и предметных действий
• обучение плавным движениям рук в заданном направлении с целью расслабления мышц кистей рук. При этом использовались упражнения: «Погладим котенка» — плавные движения рукой слева направо, «Покрасим

стену» — плавные движения рукой сверху вниз и снизу вверх, «Птичка клюет зернышки» — локти фиксированы на столе — движение кистями вверх-вниз с подключением кистевого замаха — «птички машут крыльями»;
• формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук. Использовались пальчиковые игры: «Колечко», «Коза», «Деревья» — пальцы раздвинуты максимально и удерживание этой позы на счет, «Флажок», «Бочонок» — пальцы согнуты в кулак, «Стол», «Стул» и др. На каждом занятии предлагалось 2—3 задания на удержание позы пальцев кистей и рук;
• тренировка активных движений кистей, развитие движений хватания, действия по подражанию действиям взрослого — хватание сначала крупных предметов, а затем мелких, учитывая их форму и величину, прочно захватывать и длительно удерживать их в руке. При этом с детьми проводились следующие игры: «Поймай мяч», «Переложи игрушки», «Прокати шарики»,   «Покатай   матрешки», «Спрячь игрушки», «Опусти фишку в сосуд» и т.д.;
• активизация движений кистей рук по подражанию действиям взрослого, смена скорости движений рук, чередование движений сжатия и разжатия кулачков, соблюдение ритма чередования движений рук. Этому способствовали пальчиковые игры и упражнения: «Поиграем на пианино», «Обезьянки», «Запусти волчок», «Кулачок—ладошка». В работе с детьми использовались резиновые пищащие игрушки (важно, чтобы они не были слишком жесткими, что приведет к чрезмерному напряжению кисти руки);
• тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение детей соотносящим действиям обеих рук, выделению и называнию отдельно каждого пальца. Для этого проводились следующие пальчиковые игры: «Сидит белка», «Дружная семья», «Мы делили апельсин», «Пальчики поздоровались», «Замок», «Прятки»;
• формирование захвата щепотью мелких предметов (раскладывание, пересыпание из одной емкости в другую), дети действовали по подражанию

действиям взрослого, использовались игровые упражнения: «Разложи по коробочкам бусы», «Пересыпь горох для куклы», «Расставь домики для животных;
• обучение выполнению орудийных действий — пользоваться ложкой, совком при играх с мелкими предметами и сыпучими материалами (крупы) с использованием емкостей (пластмассовые бутылки, прозрачные банки, пузырьки разных форм и шириной горлышка). В ходе обучения использовались дидактические игры и упражнения:
«Разложи крупу по банкам», «Опусти в сосуд фигурку», «Угости кукол кашей»;
• обучение выкладыванию предметов на столе, ориентируясь на обозначенное направление (по линии в ряд, нанизывание на шнурок, вкладывание в ячейки на доске), при этом использовались различные дидактические игры: «Посади елочки», «Расставь матрешки», «Собери колечки», «Разложи по дорожке колечки» и т.д.
   2.Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия. Формирование внимания на предмете, умения прослеживать взором двигающийся предмет:
• обучение выделению предмета из фона, удерживанию взора на двигающемся предмете. При этом использовались следующие игровые задания: «Тучка по небу  плывет»,  «Солнышко,  солнышко,  выгляни в окошко!», «Ку-ку»,  «Кошка и мышка»,  «Петрушка», «Петух и лиса»;
• формирование подражания действиям взрослого: сначала без предметов, а затем с предметами — разноцветными колечками, наперстками; цветными перчатками;  сюжетными игрушками из настольного и пальчикового театров. С детьми проводились следующие игровые задания: «Ручками тук-тук, ручками хлоп- хлоп», «Мишка топ-топ», «Зайка прыг-скок», «Разноцветные шапочки для деток», «Колечко, колечко, выйди на крылечко»,  игры с использованием цветных перчаток «Лягушка—квакушка», «Зайка-побегайка», «Коза_рогатая»;

 • обучение соотношению игрушки с ее изображением.

«Покажи, где такая игрушка (кукла, паровоз, машина, юла, мяч)?»,  «Покажи, где такая картинка?»;
• обучение хватанию больших предметов  (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленьких - одной рукой.
3.Развитие пространственной ориентировки: верх—низ.
• обучение ориентировке в пространстве для уточнения представлений «вверх», «вниз». Детей учили показывать и называть расположение предмета в пространстве. Для этого использовались дидактические игры: «Тучка—дождик—лужа», «Лягушата прыгают», «Листопад», «Одуванчик»;
• обучение выполнению ритмичных движений руками в различных направлениях: вверх—вниз, по подражанию действиям взрослого. Формированию этих движений рук способствовали следующие игровые упражнения: «Бабочка», «Листопад», «Снегопад», «Поезд», «Веселый мячик», «Воздушные шарики».
4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации:
• обучение выполнению определенные движения руками под звучание музыкальных инструментов (бубна, барабана, дудочки, металлофона) по подражанию действиям взрослого. Использовались дидактические игры и упражнения:
«Прятки» — спрячь ладошки под звук колокольчика, «Пианино» — двигать пальцами по поверхности стола, имитируя игру на клавишах пианино, «Барабан» — стучать пальцами по столу, отбивая дробь барабана под звук инструмента, «Дудочка» — изобразить имитирующее действие игры на дудочке под звук инструмента, «Хлопки» — хлопать в ладоши под звук бубна, стучать по столу пальцами по звук барабана, имитируя действия барабанных палочек, т.д. Игры проводились и на музыкальных занятиях;
• обучение выполнению действий (бросать, опускать, нанизывать, раскладывать) с мелкими предметами под речевые звуки: «бах-бах-бах», «да-

да-да», «там-там», «тук-тук».  Использовались следующие игровые задания:
«Бросай шарики в ведерко», «Разложи матрешки по вагончикам», «Опусти камушки_в_аквариум».
5.Формирование базовых графических умений. Обучение проводить простые линии_дорожки_в_заданном_направлении.
• обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру (ленточке, веревке, линии на листе бумаги и т.д.). Использовались игровые упражнения и задания, а также дидактические игры: «Дорожки к домикам», «Молоко для котят», «Веселый мяч», «Воздушные шары», «Вниз по горке» и т.д.


ВТОРОЙ ЭТАП
1. Совершенствование   развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации
•продолжалось обучение детей выделению каждого пальца на руке и называнию его. Педагог проводил пальчиковые игры с речевым сопровождением (стихами, потешками, скороговорками): «Дружная семья», «Шапочки для братцев» (при этом использовались цветные наперстки, вязаные колпачки, колечки). Кроме того, проводились упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорока-белобока», «Братья—ленивцы», «Гребешок» «Ниточка — клубочек»;
- обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук. Этому способствовали пальчиковые игры: «Бутон», «Воздушный шарик», «Испечем пирожки», «Капуста», «Бабочка», «Рыбка», «Лодочка» и др.;
- стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом. Использовались пальчиковые игры с ребристым карандашом (карандаши разных диаметров). Действия детей руками сопровождались стихами: «Волшебный карандаш», «Мостик», «Зонтик», «Умелый карандаш» и др.,

 -обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок (катушку). Проводились игровые задания:
«Разноцветные клубки», «Намотай нитки на шарик», «Размотай катушку»;
• обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указательным типом хватания. Задания:
«Угости белочек орехами», «Выложи дорожку из мозаики», «Построй мостик из палочек» и т.д.;
• выкладыванию предметов по заданным ориентирам из палочек (елку, домик по заданному на листе образцу), в ячейки на доске, по желобу, в прорези, вдоль линий, шнура и т.д. Применялись дидактические игры и упражнения: «Построй забор», «Проложи тропинку», «Сделай железную дорогу» и т.д.;
• обучение выполнению специфических действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др. В работе использовались дидактические игры: «Веселый волчок» (без ограничения и с ограничением пространства — кручение игрушки-волчка на круглом трафарете), «Закрутим гайку», «Игра с фантиками», «Бусы для куклы», «Гирлянда на елку», «Фонарики», а также специальные, мелкие игрушки: волчок, пирамидки, детский конструктор (накручивали гайку на болт), игрушки-попрыгунчики;
• формирование умения выполнять действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки. Для выполнения данных действий детям предлагали следующие игры: «Повар», «В гостях», «Аквариум»;
• обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, гороха) рукой, ложкой, половником. Проводились игры:
«Спрячь игрушку», «Покорми птичек», «Баба сеяла горох» и др.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания
• обучение выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагог учил детей работать по подражанию действиям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции. Использовались следующие игровые задания:
«Выложи елочку», «Построй лесенку», «Сделай домик», «Построим забор», «Выложи дорожку», «Собери колодец», «Сделай ворота» и т.д.;
• развитие целостного восприятия предметного изображения. Применялись задания и упражнения:
«Вставь в домики свои окошки» «Подбери к коврикам заплатки», «Раздай детям шары», «Выложи из цветов полянку», «Сложи из цветных полосок предмет», «Собери паровозик» и т.д.;
• обучение сравнению парных предметов или картинок (выбор из 3 — 4). Педагог предлагал детям игровые задания: «Найди похожую игрушку», «Подбери такую же картинку», «Найди пару (перчатки, носки, ботинки)».
3. Совершенствование ориентировки на листе бумаги:
• обучение выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагог учил детей работать по образцу, затем по речевой инструкции. Использовались следующие игровые задания:
«Выложи елочку», «Построй лесенку», «Сделай домик», «Построим забор», «Выложи дорожку»;
• обучение ориентировке на плоскости (доске, платформе), формирование умения работать по образцу. У детей формировали ориентировку: верх — низ, лево — право, середина. Для этой цели проводятся игровые задания:
«Выложи тучки вверху, ручейки — внизу», «Разложи солнышко наверху, травку — внизу», «Выложи елочку в середине, внизу — зверюшек», «Расставь зайчиков слева, морковки — справа»;
• формирование ориентировки на листе бумаги. Использовались дидактические игры: «Вертушка», «Разложи игрушки по местам», «Щенята разбежались», «Котята с клубком» и т.д. и наглядные пособия с трафаретами, перемещающимися по направлениям «вверх — вниз» (птица слетает'с ветки на землю, солнце садится за тучу), «слева на право» (машина едет, пароход плывет, самолет летит и т.д.).
4.Развитие слухового внимания и слухомоторной координации
• обучение выполнению определенных движений руками под речевые сигналы. Дети произносили на выдохе гласный звук и действовали по подражанию действиям взрослого. Педагог использовал ряд игровых заданий: «Наматывание клубка», «Разматывание шланга», «Надувные шарики» и т.д.;
• обучение проведению непрерывной линии в ограниченном пространстве: мелом на доске (мольберте, листе бумаги) под произносимые звуки. При этом использовались игровые задания: «Пчелки летят в улей — ж-ж-ж», «Комарик летит к фонарику — з-з-з», «Пароход плывет к причалу — у-у-у», «Самолет идет на посадку — и-и-и», «Змейка ползет — ш-ш-ш» и т.д.
5.Формирование базовых графических навыков:
• обучение проведению различных линий-дорожек (прямых, ломаных, волнистых) в ограниченном пространстве (на доске, мольберте, на большом листе бумаги) и в направлениях: сверху — вниз, слева — направо. Детей учили проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Использовались игровые задания: «Вниз по горке», «Волны на море», «Серпантин на елке», «Мостик через речку», «Забор», «Елочки» и т.д.;
• обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией. Задания: «Дорога к гаражу», «Дорожка для колобка», «Шпалы для железной дороги», «Мостик через речку», «Забор вокруг дома» и др.;
• обучение обводке линий по контуру и штриховке простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник), ориентируясь на указатель — стрелку. Эти задания выполнялись на крупных листах бумаги (ватмане, альбомном листе). Детей просили сначала пальцем обвести по контуру, а затем повторить действия карандашом. Педагог предлагал детям игровые задания: «Снеговик», «Домик», «Облака», «Неваляшка» и т.д.;
• обучение выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе (в ограниченном пространстве  - на деревянной доске, на альбомном листе бумаги), с последующей зарисовкой этих узоров. Использовались дидактические задания и упражнения: «Сложи и зарисуй узор», «Выложи и зарисуй — грибок — елочка», «Сложи и нарисуй молоток (стул, стол, елочку, паровоз, неваляшку, чебурашку)» и др.

К концу второго года обучения дети умели выполнять согласованные движения руками под речевое сопровождение, выделять каждый палец на руках и называть их, выполнять упражнения с карандашом, захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы указательным типом хватания и выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами: нанизывание, кручение, вращение и т.п. Они могли выкладывать предметы из палочек по образцу; подбирать и сравнивать парные картинки; находить по выбору изображение контура заданного предмета. Дети ориентировались на схеме собственного тела, на плоскостях, а также на листе бумаги, определяли и показывали «право — лево». Они выполняли определенные действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал. Умственно отсталые дети научились проводить прямые, волнистые, ломаные линии между двумя заданными линиями; обводить и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов.
       На следующих этапах коррекционной работы по подготовке детей к овладению навыками письма предполагается меньше внимания уделять развитию мелкой моторики, а большую часть занятий посвятить формированию базовых графических умений и навыков. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по подготовке детей к выполнению письменных заданий позволяет сформировать у них как общие (правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание условий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации), так и специфические умения, и навыки сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук; правильное расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего предмета и оперирование им; проведение различных линий в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу).

Формирование навыка письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Дети с нарушением интеллектуального развития в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. Многие из них пишут буквы зеркально, не дописывают элементы букв, не соблюдают строчку. Умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное всегда может быть прочитано любым грамотным человеком.

Формирование навыка письма у детей с нарушением интеллектуального развития осуществляется замедленными темпами. Поэтому необходимо проведение специальной коррекционной работы по формированию навыка письма детей данной категории.

Для совершенствования навыка письма у детей с нарушением интеллектуального развития можно использовать следующую систему упражнений. Во время добукварных занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к письму, необходимо использовать специальные упражнения, направленные на: развитие и коррекцию общих движений, развитие и коррекцию ручной моторики, развитие графических навыков, развитие и коррекцию ритмической составляющей движения, формирование зрительно-двигательной координации, развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие и коррекция общих движений.

Для развития общих движений можно использовать различные упражнения:

Упражнение 1. Разминка (по А.В. Семенович): «Потягушки»,  «Качели»,  «Часы», «Плечи прыгают», «Мельница», «Кощей», «Карусели», «Ручки уронили» и «Карусели и качели».

Упражнение 2. Растяжки рук (по А.В. Семенович).

Упражнение 3. «Море» (по А.В. Семенович).

Эти упражнения используются в начале урока, они направленные на разминку всего тела. Учащимся нравятся выполнять эти упражнения, так как  большую часть учебного времени они проводят в сидячем положении.

Развитие и коррекция ручной моторики. Представленные ниже упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

Упражнение 1. Статические упражнения для кистей и пальцев: «Стол», «Стул», «Лодочка», «Миска», «Гнездо с яйцами», «Башня», «Мост» и др.

Упражнение 2. Динамические упражнения для кистей рук и пальцев: «Пальчики здороваются», «Встретились ладошки», «Осы», «Человечек», «Птичка летит и машет крыльями».

Упражнение 3. Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Эти упражнения проводятся перед тем, как начать работу в тетрадях. Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением вызывают интерес у учащихся. После разучивания некоторых стихотворений, дети принимали активное участие в проведении этих упражнений.

Развитие графических навыков. Нарушение или недоразвитие графических навыков ведут к тому, что техническая сторона письма оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим снижается контроль над его смыслом, что приводит к различным видам ошибок в письме.

 Для развития и коррекции графических навыков можно использовать следующие упражнения: «Самые красивые бусы», «Копировщики узоров», «Нарисуй снежинки», упражнения по штриховке различных предметов      (по М.Б. Чечель).

Данный вид работы используется на протяжении всех уроков.

Развитие и коррекция ритмической составляющей движения. Способность ритмически организовывать материал является одним из механизмов, обеспечивающих речь человека. Недостаточность этой способности может быть причиной не только нарушений громкой речи, но и причиной нарушения письма.

Упражнения: «Школа радости», «Передай телеграмму», «Сколько деток».

Формирование зрительно-двигательной координации. Для выработки у детей точной и чёткой координации в системах «глаз – рука»,  «ухо – рука», «глаз – ухо – рука»  используются следующие упражнения (по М.Б. Чечель): закончи рисунок, повтори узоры, найди ошибку и обведи её цветным карандашом, заполни пропуск в узоре, нарисуй такую же фигуру, закончи рисунки и раскрась их, проведи линии по точкам, не отрывая карандаша от бумаги, проведи линии самостоятельно, соедини точки и др.

Развитие межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием. Эти свойства обеспечивают целостность работы мозга, стабильность переноса информации из одного полушария в другое. Процессы межполушарного взаимодействия являются основой интеллектуальных функций. Достаточный уровень сформированности этих процессов является одним из необходимых условий успешности овладения навыком письма.

Ниже перечисленные упражнения помогают снять излишнее напряжение, сосредоточиться, включить в работу оба полушария головного мозга, что приводит к наилучшему усвоению материала: «Колечко», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос».

Так же на занятиях по развития психомоторики необходимо использовать различные задания, направленные на развитие высших психических функций.

Только после подготовительной работы учащиеся переходят к  основной работе в тетради. Первые упражнения в тетради – это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности: рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий, вычерчивание кривых линий, зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и, рисование знакомых предметов, рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий, рисование узоров из геометрических фигур, рисование бордюров из волнистых линий.

Далее вводятся упражнения непосредственно направленные на обучение письму элементов букв: прямая палочка, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, петелька, полуовалы, овал, элементы заглавных букв.

При изучении написания элементов букв, используются следующие приёмы: предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой, объяснение написания элемента и написание его на доске учителем,  написание элемента учащимися в воздухе,  написание образца на доске мокрой губкой, написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно,  рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях, письмо элемента в тетради по конуру, самостоятельное письмо.

Большая часть учащихся справляются с поставленными задачами и правильно выполняли задания в тетрадях. Но также встречаются учащиеся, которые испытывают трудности в выполнении задания. Связано это было с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями (не видят строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки).

В работе с такими детьми применяются  дополнительные приёмы: очерчивание рабочей строки красным цветом, указывание другим цветом, чертой или точкой начало строки, использование ориентиров (обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке).

На этапе формирования навыка письма в букварный период используются различные приемы работы:  подробный анализ буквы, выделение элементов буквы; складывание буквы на парте; написание буквы в воздухе; написание буквы мокрой губкой на доске; написание буквы мелом на доске с объяснением; письмо буквы в тетради по конуру; самостоятельное письмо.

Так же на уроках письма в букварный период необходимо использовать различные дидактические игры для лучшего усвоения пройденного материала (по А.К.Аксёновой).

Сложи буквы.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв.

Оборудование. У  ученика конверт с несколькими (3-5) элементами букв, вырезанными из картона.

Ход игры. Учитель предлагает ученику достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

Допиши букву.

Цель. Обобщение знаний о графическом изображении рукописных букв, закрепление начертаний букв.

Оборудование. Ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.

Ход игры. Учитель предлагает ученику дописать буквы, включая данный элемент.

Отгадай, кто я?

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Элементы букв.

Ход игры. Учитель называет элементы букв (овал и палочка с закруглением внизу и т.д.) Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук.

Всё равно узнаю.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифференциация сходных букв.

Оборудование. У  ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах.

Ход игры. Учитель предлагает  ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т.д.

Будь внимателен!

Цель. Закрепление начертания  заглавных рукописных букв.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученик по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте

Игры вызывают интерес у детей, они с удовольствием принимают участие в них.

Представленные методики создают оптимальные условия для развития, образования и воспитания детей с нарушением интеллекта. Учащиеся не только овладевают графическим навыком как технической основой изучения орфографии, но и усваивают мыслительные операции, которые они будут использовать в своей учебной деятельности.

Таким образом, разработка серии заданий по развитию навыка письма, его системное и целенаправленное использование в учебном процессе будет способствовать успешному развитию письменной деятельности у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма

Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку

Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...