Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Конева Татьяна Григорьевна

Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая  входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный),  рубежный и итоговый контроли...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc3.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания учебных достижений  учащихся начальных классов.

Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая  входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный),  рубежный и итоговый контроли.

Методы и формы оценивания: устные индивидуальный и фронтальный ответы, диктанты, контрольное списывание, словарные диктанты, тесты, проверочные самостоятельные и контрольные работы, практические работы, исследовательские работы, викторины, отчетные выставки, составление кроссвордов и т.д.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.

Оценка – неотъемлемая часть образовательного процесса, выполняющая как минимум две функции – обратная связь и подкрепление (поощрение). Школьная оценка может выполнять также функцию наказания, но в современных условиях эта функция должна быть снята. Я считаю, с оценкой способствующей эффективному обучению и научению, должны быть связаны преимущественно положительные эмоциональные состояния. Наиболее полезным является поощрение усилий с одновременным выявлением основных недостатков и возможных способов их преодоления. Учителю необходимо прогнозировать подобные ситуации и принимать профилактические меры, для того чтобы такие ситуации не возникали в отношении одного и того же ученика постоянно. Определенное отношение к себе как к «успешному» или «неуспешному» ученику формируется у младшего школьника на основании его опыта учения в школе и определяется обратной связью с ровесниками и взрослыми и оценкой результатов испытаний. Сложившееся отношение к себе само становится значимым мотивационным фактором научения, во многом предопределяющим будущие успехи или неудачи. Таким образом, школьная система оценивания должна позволять:

- осуществлять информативную и дозированную обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о слабых своих сторонах с тем, чтобы он смог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о достижении им поставленных целей;

- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение; отмечать с ее помощью продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков;

- опираясь на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся, содействовать становлению и развитию самооценки.

Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Надо чтобы  система оценивания способствовала эффективному научению, текущие оценки должны быть направлены на относительные показатели успешности ребенка, характеризующие продвижение его по сравнению с самим собой, а итоговые оценки – преимущественно на абсолютные показатели данного ребенка, характеризующие его успешность в ряду других детей. Необходимо идти по пути сближения текущих и итоговых оценок, отталкиваясь при этом от целей образования и содержания, выносимого на итоговое оценивание в конце ступени.

Учителю нужно выделить в учебном процессе ряд этапов: конец темы, раздела, курса (например «Состав слова», окончание букварного периода) и спроецировать ожидаемые результаты, сформулированные в требованиях образовательного стандарта, на выделенные этапы, и на этих этапах проводить промежуточную оценку, максимально приближенную по формам и содержанию к итоговой.

В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки можно отметить с помощью «лесенки достижений». По ходу изучения темы индивидуальные достижения учащихся удобно фиксировать с помощью линеечек, особенности применения которых описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А.Цукерман.

При оценке письменных работ необходимо отмечать не только ошибки, но и все удачные места, делать поощрительные записи.

Полезно оценивать работы детей по разным критериям: аккуратность, грамотность, полнота, результативность и т.д.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, лучше заносить в «Лист индивидуальных достижений» или  ученический дневник (УМК «Школа 2100).

В конце темы (раздела, курса) следует провести срезовую работу, направленную на проверку сформированности необходимых знаний. В содержании проверочной работы выделяются две части: обязательная и дополнительная. Оценка обеих частей производится раздельно. Результаты можно заносить в специальные листы учета и контроля или в классный журнал.

В организации системы промежуточной аттестации важно, чтобы тематическая проверка не стала одномоментным актом. В процессе контроля каждый ученик имеет право досдать те из обязательных заданий, результаты выполнения которых пока не могут быть оценены как положительные.

Для учащихся,  имеющих существенные трудности в обучении, рекомендуется щадящий режим контроля и оценивания: разделение содержания аттестации на мелкие части и поэтапная процедура контроля в ходе изучения темы.

Для развития оценочной самостоятельности младших школьников,  начиная с первого класса, я применяю следующее:

  1. Формирование положительной «Я – концепции» школьника, поддержка, укрепление, восстановление самопринятия, самоуважения, доверия к своим возможностям;
  2. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;
  3. Самооценка ученика дифференцируется;
  4. Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки;
  5. Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать;
  6. Дети имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий;
  7. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки;
  8. Право ребёнка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.
  9. Оценка творчества. Это могут быть сменные выставки, участие в конкурсах, публикации в школьной газете. Наряду с художественным творчеством должны находить своё признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления учащегося: умные вопросы, самостоятельный поиск дополнительного учебного материала, интересные догадки ( они могут быть оформлены в специальной классной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»), успешное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, соревнованиях и т.д.
  10. Оценка процессуальных характеристик поведения учеников (активность, доброжелательность, волевые качества….).
  11. Оценка высших достижений (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений ( медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
  12. Обратная связь с родителями, позволяющая учителю соотносить свои оценки учебных достижений ребёнка с теми, которые складываются в семье младшего школьника.
  13. Итоговая аттестация.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО

Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Мастер-класс на тему «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»

Цель: оказать содействие участникам занятия в  понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять  дескрипторы к диктантамОжидаемый результат: уч...

Система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству в начальной школе.

Оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художестве...

Мастер – класс по теме: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»

Мастер – класс по теме: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»...