Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный), рубежный и итоговый контроли...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc3.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.
Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный), рубежный и итоговый контроли.
Методы и формы оценивания: устные индивидуальный и фронтальный ответы, диктанты, контрольное списывание, словарные диктанты, тесты, проверочные самостоятельные и контрольные работы, практические работы, исследовательские работы, викторины, отчетные выставки, составление кроссвордов и т.д.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
Оценка – неотъемлемая часть образовательного процесса, выполняющая как минимум две функции – обратная связь и подкрепление (поощрение). Школьная оценка может выполнять также функцию наказания, но в современных условиях эта функция должна быть снята. Я считаю, с оценкой способствующей эффективному обучению и научению, должны быть связаны преимущественно положительные эмоциональные состояния. Наиболее полезным является поощрение усилий с одновременным выявлением основных недостатков и возможных способов их преодоления. Учителю необходимо прогнозировать подобные ситуации и принимать профилактические меры, для того чтобы такие ситуации не возникали в отношении одного и того же ученика постоянно. Определенное отношение к себе как к «успешному» или «неуспешному» ученику формируется у младшего школьника на основании его опыта учения в школе и определяется обратной связью с ровесниками и взрослыми и оценкой результатов испытаний. Сложившееся отношение к себе само становится значимым мотивационным фактором научения, во многом предопределяющим будущие успехи или неудачи. Таким образом, школьная система оценивания должна позволять:
- осуществлять информативную и дозированную обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о слабых своих сторонах с тем, чтобы он смог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о достижении им поставленных целей;
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение; отмечать с ее помощью продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков;
- опираясь на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся, содействовать становлению и развитию самооценки.
Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Надо чтобы система оценивания способствовала эффективному научению, текущие оценки должны быть направлены на относительные показатели успешности ребенка, характеризующие продвижение его по сравнению с самим собой, а итоговые оценки – преимущественно на абсолютные показатели данного ребенка, характеризующие его успешность в ряду других детей. Необходимо идти по пути сближения текущих и итоговых оценок, отталкиваясь при этом от целей образования и содержания, выносимого на итоговое оценивание в конце ступени.
Учителю нужно выделить в учебном процессе ряд этапов: конец темы, раздела, курса (например «Состав слова», окончание букварного периода) и спроецировать ожидаемые результаты, сформулированные в требованиях образовательного стандарта, на выделенные этапы, и на этих этапах проводить промежуточную оценку, максимально приближенную по формам и содержанию к итоговой.
В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки можно отметить с помощью «лесенки достижений». По ходу изучения темы индивидуальные достижения учащихся удобно фиксировать с помощью линеечек, особенности применения которых описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А.Цукерман.
При оценке письменных работ необходимо отмечать не только ошибки, но и все удачные места, делать поощрительные записи.
Полезно оценивать работы детей по разным критериям: аккуратность, грамотность, полнота, результативность и т.д.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, лучше заносить в «Лист индивидуальных достижений» или ученический дневник (УМК «Школа 2100).
В конце темы (раздела, курса) следует провести срезовую работу, направленную на проверку сформированности необходимых знаний. В содержании проверочной работы выделяются две части: обязательная и дополнительная. Оценка обеих частей производится раздельно. Результаты можно заносить в специальные листы учета и контроля или в классный журнал.
В организации системы промежуточной аттестации важно, чтобы тематическая проверка не стала одномоментным актом. В процессе контроля каждый ученик имеет право досдать те из обязательных заданий, результаты выполнения которых пока не могут быть оценены как положительные.
Для учащихся, имеющих существенные трудности в обучении, рекомендуется щадящий режим контроля и оценивания: разделение содержания аттестации на мелкие части и поэтапная процедура контроля в ходе изучения темы.
Для развития оценочной самостоятельности младших школьников, начиная с первого класса, я применяю следующее:
- Формирование положительной «Я – концепции» школьника, поддержка, укрепление, восстановление самопринятия, самоуважения, доверия к своим возможностям;
- Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;
- Самооценка ученика дифференцируется;
- Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки;
- Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать;
- Дети имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий;
- Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки;
- Право ребёнка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.
- Оценка творчества. Это могут быть сменные выставки, участие в конкурсах, публикации в школьной газете. Наряду с художественным творчеством должны находить своё признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления учащегося: умные вопросы, самостоятельный поиск дополнительного учебного материала, интересные догадки ( они могут быть оформлены в специальной классной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»), успешное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, соревнованиях и т.д.
- Оценка процессуальных характеристик поведения учеников (активность, доброжелательность, волевые качества….).
- Оценка высших достижений (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений ( медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
- Обратная связь с родителями, позволяющая учителю соотносить свои оценки учебных достижений ребёнка с теми, которые складываются в семье младшего школьника.
- Итоговая аттестация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО
Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей....
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.
В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...
Мастер-класс на тему «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»
Цель: оказать содействие участникам занятия в понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять дескрипторы к диктантамОжидаемый результат: уч...
Система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству в начальной школе.
Оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художестве...
Мастер – класс по теме: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»
Мастер – класс по теме: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»...