Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Система оценивания учебных достижений учащихся I ступени в условиях безотметочного обучения».
Изменения, прошедшие в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий,- влекут за собой и изменение системы оценивания.
Традиция контролировать, прежде всего, объем знаний противоречит идее выращивания функционально грамотной личности, для которой важны не сами знания, а умения ими пользоваться.
Традиционная пятибалльная система оценивания:
- не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности,
- затрудняет индивидуализацию обучения, учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения,
- является малоинформативной,
- часто имеет травмирующий характер,
- заставляет контролировать «знание материала», а принцип «Школы 2100» гласит: «главное не знания, а умение ими пользоваться».
Безотметочное обучение- это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей системы оценивания.
Новая система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную обратную связь,
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, должна ориентировать ученика на успех, избегать всего, что создает некомфортную, стрессовую обстановку в классе,
- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе,
- содействовать становлению и развитию самооценки.
Работа, направленная на развитие оценочной самостоятельности детей, проводится в три этапа.
I этап. Введение критериев оценивания.
Цель - развить у учащихся умение анализировать работу, обсуждая критерии самооценки.
После того как ребенок в ходе анализа мог оценить свою работу с позиции критерия, были предложены критерии оценивания:
- безошибочность,
- оформление.
Так как первоклассники эмоционально реагируют на успехи и неудачи, удовлетворенность работой фиксируется с помощью «улыбки» (см. Приложение). В начале и в конце работы учащиеся фиксируют свое настроение с помощью карточек (см. Приложение). В перемену учащиеся имеют возможность объяснить причину не очень хорошего настроения.
Индивидуальные достижения учащихся фиксируются с помощью особых условных шкал - «Волшебных лесенок», что способствует формированию адекватной самооценки (см. Приложение). Эта форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Отличие «лесенок» от стандартных отметок в том, что благодаря своей условности они не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в усвоении учебных умений, необходимых для формируемых навыков, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений» (см. Приложение), который заводится на каждого ученика.
Основные навыки отмечаются с помощью закрашивания определенной клеточки:
- зеленым – «очень хорошо»
-желтым - «хорошо»
-красным – «обрати внимание».
Правила 1 этапа.
Самооценка предшествует учительской оценке.
Для оценивания берутся такие знания, где существует объективный однозначный критерий оценивания.
Учащимся дается возможность объяснения причины своего отношения к работе.
Ребенок имеет право на сомнение и незнание.
« Листы индивидуальных достижений», анализ результатов учебной деятельности младших школьников с помощью «Электронных приложений к учебникам Математики (Л.Г.Петерсон), Русскогоязыка (Р.Н.Бунеев)» (см. Приложение) дают учителю всю необходимую информацию:
- о том, как идет процесс обучения,
- каковы продвижения у отдельных детей,
- достиг ли учитель и класс в целом поставленных целей,
- что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.
2этап. Дифференцирование самооценки.
Цель этапа - развить способность видеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Научить оценивать свое решение цельной задачи, состоящей из нескольких действий, находить и исправлять простейшие ошибки, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Правила 2 этапа:
- учащийся сам выбирает ту часть работы, которую он хочет предъявить для оценки,
- ученик оценивает свою работу по 2 параметрам (правильность, оформление),
- используются задания, обучающие сличать свои действия с образцом,
- сомнение, незнание, правильность оформляется специальным значком:
«+» - без ошибок
«+ - » - 1 или 2 ошибки
«-» - не справился
V- не успел, не хватило времени,
- самооценка ученика предшествует учительской оценке.
Индивидуальные достижения младших школьников фиксируются с помощью линеечек, что способствует адекватной самооценке.
В тетради ребенок чертит отрезок – 10 см – шкалу, фиксирует результаты своей работы:
П – правильность
К – оформление
Учитель, проверяя работу, фиксирует свой знак на шкале красной пастой. Чем лучше и правильней работа, тем правее будет продвигаться знак самооценки учащегося и оценки учителя.
Данная форма оценивания:
-удобна для письменных работ,
- помогает избежать сравнения детей между собой,
- невозможно перевести на язык традиционных отметок,
- позволяет ученику определить границы своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей,
- благодаря своей исключительной условности, не подлежит никакой статистике,
- удерживает учебную функцию отметки.
Каждый ребенок имеет «Дневник школьника» Образовательной системы «Школа 2100». В нем обозначены цели изучения предметов в виде необходимых общеучебных умений, сформулированных в доступном для детей виде (см. Приложение). По мере изучения тем учитель вместе с детьми фиксирует их достижения в освоении определенных предметных умений. Развитие общеучебных умений фиксируется в конце каждой четверти и в конце года.
Результатом данной деятельности является «Портфолио ученика», который состоит из его личных и творческих работ.
Таким образом, данная система позволяет осуществлять более качественный мониторинг результатов деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология оценивания учебных достижений младших школьников
Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.
В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...
Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников
В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...
Система оценивания образовательных достижений младшего школьника
Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...