ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.
статья на тему
В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся. Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.
Основные положения.
Основная задача школы – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся. Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем во 2 классе. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Итоговая отметка выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутой учеником к концу определенного периода. Критерии отметки за текущий и итоговый материал различны. Основными принципами контрольно-оценочной деятельности являются: критериальность
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. приоритет самооценки Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической ( оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). гибкость и вариативность Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, многообразие, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности. Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету. Уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.. Количественная – позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. естественность процесса контроля и оценки Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. Основными видами контроля в системе развивающего обучения являются: - стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся; - прогностический контроль, т.е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; - пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом; - рефлексивный контроль – контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. - итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников.
1.12. основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
2. Контроль и оценка развития учащихся.
2.1. Основными показателями развития учащихся являются: сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей; учебно-познавательный интерес; основы умения учить себя самостоятельно; самостоятельность суждений, критичность по отношения к своим и чужим действиям; способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.
2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года.
3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня знаний и умений используются: - стартовые и итоговые проверочные работы; - тестовые диагностические работы; - текущие проверочные работы; - разноуровневые контрольные работы.
3.2.1. Стартовая работа (проводится в начале учебного года) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале.
3.2.2. Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются в классном журнале.
3.2.3. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
3.2.4. Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, тем и предоставляет ученику право выбора заданий с учетом его индивидуальности. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
3.2.5. Итоговая проверочная работа (проводится в конце учебного года), включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале.
3.2.6. Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать)все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
4. Ведение документации.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется рабочая программа на год, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя.
4.1.2.а. Классный журнал заполняется соответственно программе. Отметки выставляются со 2 класса по всем предметам.
4.1.2.б. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом(на 1ступени обучения): ОценкаТекущий материал Пройденный материал
«5»- за раб
оту в которой нет ошибок, и есть не более одного недочета- отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу
«4»- за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов- не более 2 ошибок или 4 недочетов
«3»- не более 6 ошибок или 10 недочетов- не более 5 ошибок или не более 8 недочетов
«2»- более 6 ошибок или 10 недочетов- более 5 ошибок или более 8 недочетов
4.1.2.в. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале.
4.1.3. Оценивание письменных работ.
4.1.3.а. Сущность оценки «за общее впечатление от письменной работы» состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не ставится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи ( отметка в числителе ) за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе или отметка комментируется устно). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если: в работе имется не менее 2 неаккуратных исправлений; работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки. Данная позиция учителя по оценочной деятельности позволяет более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?»
. 4.1.4. Оценивание письменных творческих работ.
4.1.4.а.При проверке творческих работ во 2-3 классах выводится одна общая оценка. Критерии оценки творческих работ (изложение, сочинение). По содержанию и речевому оформлению: ОценкаКритерии оценкиДопускается
123
«5»
- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);
- отсутствие фактических ошибок;
Богатство словаря;
Правильное речевое оформление;
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила).
- не более 1 речевой неточности;
- 1-2 исправления.
«4»
- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- отдельные речевые неточности.
- не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;
- не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;
- 1-2 исправления.
«3»
- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы (сочинение);
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности.
- не более 5 недочетов в содержании и построении текста;
- 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;
- 1-2 исправления.
«2»
- работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- отсутствует связь между частями текста;
- беден словарь.
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
- 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;
- 3-5 исправлений.
4.1.4.б. В 4 классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность. Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценке за контрольный материал. При оценке содержания речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты: - несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения); - внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении; - неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении. 4.1.5. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками: - самый высокий уровень – 85-100% - высокий уровень – 70-84% - средний уровень – 50-69% - ниже среднего – 30-49% - низкий уровень – менее 30%.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
4.1.6. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные: динамику развития учащихся за учебный период. уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам ( по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ); процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ); уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием); сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по каждому предмету, классного журнала); выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
4.1.7. При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик) соответствующие качеству усвоения предмета.
4.2. Учащиеся:
4.2.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь,Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов используется тетрадь «Тетрадь для контрольных работ». Данные тетради создаются на весь период обучения по всем основным предметам. В них отражаются тексты и результаты всех стартовых и итоговых работ по каждому из учебных предметов.
Предварительный просмотр:
Положение
о портфолио ученика начальных классов
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
2. Цели и задачи.
2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4. Структура портфолио ученика начальной школы:
4.1. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (оформляется педагогом)
2. Раздел «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, характеристика социума, сведения о родителях, интересы и увлечения, режим дня, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).
3. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.)
4. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)
5. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)
6. Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)
4.2. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
1. О сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.
2. Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
4.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология оценивания учебных достижений младших школьников
Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"
Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей....
Система оценивания образовательных достижений младшего школьника
Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...