Самообразование
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Формирование ключевых компетенций через компетентностно-ориентированные задания».
Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Исследователи, рассматривая компетентностный подход, чаще всего говорят о профессиональном образовании, однако научиться приобретать знания, научиться работать, т.е. быть самостоятельным, уметь себя оценивать,- все эти качества личности формируются в период начального обучения. На основе этого можно определить необходимость формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Общеучебная компетентность - интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Какие ключевые компетенции необходимо формировать?
Ключевые компетенции:
Учебно-познавательная компетенция: совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов.
Информационная компетенция: обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её.
Коммуникативная компетенция: подразумевает владение учеником средствами коммуникации:
- владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.);
- письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.);
- продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху, и является основной задачей учителя.
Цель: развитие личности, раскрытие и развитие задатков и способностей обучающихся
Задачи:
-использование адекватных образовательных технологий;
-применение разнообразных методов и форм организационной деятельности;
-увеличение роли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование и т. д);
-практиковать решение учебных проблем на основе полученного знания.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:
1)обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
2) открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;
3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
4) дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;
5) игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
6) проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.
Планируемые результаты:
- Согласованность цели обучения, поставленные педагогами с собственными целями учащихся.
- Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению.
- Повысить уровень мотивации к учению, прежде всего за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.
- Формировать успешного ученика, подготовить его к успеху в дальнейшей жизни.
- Оптимизировать труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении.
Этапы работы по теме самообразования
Этапы | Содержание | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2016/17 | Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова). Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО». |
Прогностический | Определение целей и задач темы. | 2016/17 | Курсы повышения квалификации «Универсальные приёмы и технологии работы с текстом». Участие в семинарах и открытых учебных занятиях для учителей начальных классов |
Практический | Внедрение опыта работы. | 2017/18 | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). |
Обобщающий | Подведение итогов | 2017/18 | Участие в работе районного МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Размещение результата на личном сайте. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018/19 | Трансляция опыта работы на школьном и муниципальном уровне. Публикации на сайтах педагогических сообществ. |
Источники самообразования
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Путешествия
- Видео, аудио- информация на различных носителях
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...