Самообразование
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Косинцева Вера Владимировна

Тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:  «Формирование ключевых компетенций через компетентностно-ориентированные задания».

             Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Исследователи, рассматривая компетентностный  подход, чаще всего говорят о профессиональном образовании, однако научиться приобретать знания,  научиться работать, т.е. быть самостоятельным, уметь себя оценивать,- все эти качества личности формируются в период начального обучения. На основе этого можно определить необходимость формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Общеучебная компетентность - интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Какие ключевые компетенции необходимо формировать?

    Ключевые компетенции:

Учебно-познавательная компетенция: совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов.

Информационная компетенция: обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её.

Коммуникативная компетенция: подразумевает владение учеником средствами коммуникации:

- владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.);

- письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.);

 - продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

 Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху, и является основной задачей учителя.

Цель: развитие личности, раскрытие и развитие задатков и способностей обучающихся

Задачи:

-использование адекватных образовательных технологий;

-применение разнообразных методов и форм организационной деятельности;

-увеличение роли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование и т. д);

-практиковать решение учебных проблем на основе полученного знания.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:

1)обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;

2) открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;

3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;

4) дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;

5) игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

6) проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.

Планируемые результаты:

  1. Согласованность цели обучения, поставленные педагогами с собственными целями учащихся.
  2. Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению.
  3. Повысить уровень мотивации к учению, прежде всего за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.
  4. Формировать успешного ученика, подготовить его к успеху в дальнейшей жизни.
  5. Оптимизировать труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении.

Этапы работы по теме самообразования

Этапы

Содержание

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2016/17

Изучение  психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова). Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО».

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

2016/17

Курсы повышения квалификации «Универсальные приёмы и технологии работы с текстом».

 Участие  в семинарах  и открытых учебных занятиях для учителей начальных классов 
Выступление на МО «Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся».

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

2017/18

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

2017/18

Участие в работе районного  МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.
Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Консультативная помощь учителям и учащимся.

Размещение результата на личном сайте.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2018/19

Трансляция опыта работы на школьном и муниципальном  уровне.

Публикации на сайтах педагогических сообществ.

Источники самообразования

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Путешествия
  • Видео, аудио- информация на различных носителях
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...