Диагностика социально-коммуникативного развития
тест (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sotsialno-kommunikativnogo_razvitiya.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы педагогической диагностики для детей

с интеллектуальными нарушениями

Социально-коммуникативное развитие

  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.

Диагностика учащихся 1 класса

1. Представления ребенка о себе:

- Как тебя зовут?

- С кем ты пришел?

- Как зовут твою маму?

2. Представления ребенка близких взрослых:

- Как зовут маму?

- Как зовут твоего папу?

3. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

4. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

5. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

6. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

7. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

10. Задание «Поиграй».

Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».

Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Диагностика учащихся 2 класса

1. Представления ребенка о себе:

- Как тебя зовут? А как ласково тебя можно назвать?

- Покажи, чем ты ходишь.

- Покажи, чем ты смотришь.

- Где твои ушки?

2. Представления ребенка близких взрослых:

- Как зовут твою маму (папу, бабушку)?

- Кто еще есть в вашей семье?

3. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

4. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

5. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

6. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

7. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

10. Задание «Поиграй».

Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».

 Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Диагностика учащихся 3 класса

1. Представления ребенка о себе и своих родителях:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какая у тебя фамилия?

- Как зовут маму (папу)?

- Кто еще есть в вашей семье?

- Назови свой домашний адрес.

2. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

3. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

4. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

5. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

6. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

8. Задание «Поиграй».

Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».

Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Диагностика учащихся 4 класса

1. Представления ребенка о себе и своих родителях:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какая у тебя фамилия?

- Как зовут маму (папу)?

- Кто еще есть в вашей семье?

- Назови свой домашний адрес.

2. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

3. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

4. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

5. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

6. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

Таблица фиксации результатов

п/п

Основные линии развития

Актуальный

уровень

(выполняет

самостоят-но)

Зона

ближайшего

развития

(выполняет после обучения педагогом)

Ниже зоны

ближайшего

развития

(имеет слабые возможности/

не выполняет)

Социально-коммуникативное развитие

1.

Представления о себе

2.

Представления о близких взрослых

3.

Навык еды

4.

Навык одевания

5.

Навык умывания

6.

Навык опрятности

7.

Невербальные средства общения

8.

Вербальные средства общения

9.

Интерес к общению со взрослым

10.

Сформированность игровых действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Конспект занятия в подготовительной группе.Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»...

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Дорожные знаки» подготовительная к школе группа.

Закреплять знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. Совершенствовать навыки ориентировки в многообразии дорожных знаков...

Лэпбук по развитию творческих способностей в социально-коммуникативном развитии по теме «Дикие и домашние животные»

Лэпбук  по развитию творческих способностей в социально-коммуникативном развитии по теме «Дикие и домашние животные» предназначен для детей младшего  дошкольного возрас...