Мастер-класс «Текущее оценивание коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Баранова Елена Владимировна

Мастер-класс «Текущее оценивание  коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_tekushchee_otsenivanie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»

Мастер-класс «Текущее оценивание  коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»

                   Автор : Баранова Елена Владимировна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                                                                 

г. Вольск

2017 г.

Мастер-класс

Добрый день, уважаемые коллеги!

                         Начиная свой мастер-класс, я хочу обратиться к картине Федора Решетникова «Опять двойка».  С какой целью, спросите вы?

Отвечу. В моем представлении это апофеоз традиционной системы оценивания.

Несомненно, современная система оценивания обладает  достоинствами. Без этого она не могла бы существовать так долго.

Во-первых, это простота.

Во-вторых, традиционность, ускорененность .

В-третьих, во многом вытекающая из двух первых пунктов понятность для всех субъектов процесса (учеников, учителей, родителей, администрации).

В-четвертых, универсальность, позволяющая применять ее в различных образовательных системах.

В-пятых, очевидная сила воздействия. «Как убеждает опыт работы учителей, цифровая система оценивания при всех своих недостатках является весьма надежной и эффективной».

Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.

Остановимся на недостатках  существующей системы оценивания.

  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
  • Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
  • Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.
  • Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
  • Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

При всех имеющихся недостатках  найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение системы критериального оценивания.

В соответствии с новыми образовательными стандартами на ступени начального общего образования вводится критериальное оценивание. Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

В ходе своего мастер-класса, я хочу показать на примере урока окружающего мира, некоторые приёмы текущего оценивания коммуникативных и регулятивных УУД. Тип урока –урок введения нового знания.

  1. Организационный момент

Ребята, возьмите светофорчики и покажите, с каким настроением вы начинаете урок.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.

Чтобы узнать о чем, разгадайте ребус. 7Я

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите! (читает ученик)

   - Кто догадался, о чем мы будем говорить? ( О семье)

- На какой   вопрос мы сегодня будем искать ответ на уроке? (Как живёт семья?)

Что узнаем и чему научимся сегодня на уроке. В этом нам поможет муравей Вопросик.

Составим план работы на уроке. (План.1.Узнаем, что такое семья.2. Научимся называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи.3.Научимся рассказывать о жизни семьи.)

3. Изучение новой темы и совместное открытие знаний

I.Узнаем, что такое семья

Предположите.

-Что такое семья?

Давайте обратимся к  Толковому словарю. Работать со словарями будут Ребров Роман и Здоров Дмитрий. Им нужно найти лексическое значение слова СЕМЬЯ.

А пока они будут искать, все остальные послушают легенду, как появилась семья.

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик. –Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей)

- Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- Да, в семье жить хорошо.  А наши ребята закончили работать со  словарями.  Давайте их послушаем.

Словарь Ожегова С.И.: 
 Это группа живущих вместе близких родственников;
Словарь Ушакова Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

О семье составлено много пословиц. Проверим ваши знания. Составьте пословицы о семье. Работа в группах.( 1 группа - В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. 2 группа - Вся семья вместе, так и душа на месте. 3 группа - Дерево держится корнями, а человек семьёй. 4 группа - Семейное согласие всего дороже.)

-Оцените свою работу в Листах самооценки.

Итог: Ребята у всех семьи разные, но какая бы ни была ваша семья – это место твоего рождения, это близкие люди, которые любят тебя, и  которых любишь ты. Семья – это лучик доброты и тепла, это место, куда хочется бежать. Здесь тебя всегда поймут и помогут. Семья – главней всего на свете.

II. Научимся называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи.

Откр. с.56-57 –учебника

  1.             В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они в семьях  школьников Даши  и Алёши.  Знакомьтесь они первоклассники. Эти семьи очень дружные. Подготовьте рассказ по картинке про эти семьи  по плану : состав семьи, их имена, отчества, фамилии, интересные события, дела. (1,2 группа - семья Даши, 3,4 группа- семья Алёши)

Комментарии учителям.

Уважаемые коллеги,  работу над текущим оцениванием коммуникативных и регулятивных УУД  на уроке в 1 классе строю через наблюдение и формирование у учеников самооценки.

Использую в своей работе технологию «Экран рефлексии»

Технология применяется в конце урока на этапе рефлексии. На экран выводится ряд незаконченных предложений, которые образуют «экран рефлексии»: 1) Cегодня я узнал… 2) Было интересно… 3) Было трудно… 4) Я выполнял задания…

Основные приемы текущего (формирующего) оценивания:  словесная оценка учителя, наблюдение, самооценка учеников.

Именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно и нецелесообразно проверить в ходе итоговой проверочной работы. Например, такого умения, как взаимодействие с партнёром: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

2.Прочитайте имена и отчества родителей Даши. Как зовут дедушек девочки? Благодаря кому Алешина мама получила свое отчество?

-Вспомните как зовут ваших дедушек? Как обращаются к вашим родителям на работе?

-А теперь потренируемся называть по имени и отчеству вас. Что для этого надо помнить? (Надо помнить имя отца)

Итог: надо обязательно знать ФИО членов своих семей.

3.Закрепим материал. Работа в парах.  Игра «Найди пару» Соедини стрелками.

ОТЕЦ                                   БРАТ

БАБУШКА                          СЫН

ТЁТЯ                                    ВНУЧКА

СЕСТРА                               ПЛЕМЯННИК

Физкультминутка.

Справа от меня встанут ребята, которые похожи на пап; слева – на мам, передо мной – похожие на бабушек.

III.Научимся рассказывать о жизни семьи.

Семья –  это самые близкие люди.  Когда мы говорим семья, то мы вспоминаем наш родной дом… От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты.  

Но строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.  

В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

-Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги? (На листе было написано слово «понимание»)

Это и будет фундаментом нашего дома.
- Ребята, обсудите в группах, что объединяет всех членов семьи? Выберите только те кирпичики для строительства дома, чтобы семья,  живущая в нём, была дружной.

 (Мир, любовь, дружба, уважение, честность, помощь, зависть, ненависть, жадность)

Дети работают над проектом «Дом мечты»

Оцените свою работу в Листах самооценки.

Итог: Членов семьи объединяет любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместный труд и отдых.

3. Обобщающая беседа.

Сравним свои выводы с авторскими. Стр.57 учебника.

- Наше занятие я хочу закончить стихотворением:

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

 Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о  хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд,  друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили  друзья:

Какая хорошая наша семья.

Оцените свою работу на уроке в Листе самооценки, покажите на светофорчиках.

-Что понравилось?

- Где испытывали затруднение?

-Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке?


Уважаемые коллеги, на своём мастер-классе, я представила вам лишь несколько приемов текущего (формирующего) оценивания коммуникативных и регулятивных УУД на уроке в 1 классе: это работа с листом самооценки, со светофорчиками, наблюдение учителя, устная оценка учителя. Буду рада, если мой опыт работы вам пригодится. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"

Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения  и математики в начальных классах....

Мастер-класс по теме : "Развитие познавательных возможностей учащихся на уроках русского языка"

Цель мастер- класса:  показать систему работы над развитием познавательных способностей учащихся на уроках русского языка.   Цели уроков:Развит...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...