Использование метода "Case study"
методическая разработка на тему

Кондратенко Ольга Алексеевна

"Case study" - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Использование метода "Case study"36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода «Case study» в решении педагогических задач на занятия в студии музыкального театра.

Кондратенко Ольга Алексеевна

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку,  на сотворчество учителя и ученика .Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Для решения педагогических задач на занятиях в студии музыкального театра был внедрен метод «Case study».

Проблема, возникшая в начале учебного года во время постановки музыкального спектакля «Павлиний хвост», такова: количество персонажей в произведении меньше по замыслу автора, чем детей, которых хотелось бы занять в спектакле. При распределении ролей у некоторых воспитанников прозвучали категоричные нотки в обсуждении: «или главная роль, или никакая…».

Ситуация, сложившаяся в коллективе, подтолкнула меня, как руководителя, создать такие условия на репетиции, чтобы проблема могла разрешиться сама собой. Я решила предпринять шаги по устранению конфликта. Для этого рекомендую детям самим стать режиссерами постановки. В результате обсуждений и споров ребята представили три варианта решения непростой, запутанной ситуации.   

Вариант 1

Дети сами назначают себя на  те  роли, которые хотели бы сыграть.

Распределив роли по своему усмотрению, они столкнулись с  непростым вокальным материалом, сольным исполнением арий и ариозо героев спектакля. Проанализировав ситуацию, ребята самостоятельно пришли к выводу, что главные роли исполнить не по силам каждому исполнителю.

Вариант 2

Детям рекомендовано сыграть спектакль только с главными героями.

В процессе репетиции и обсуждения такой концепции спектакля, выяснили, что сюжетная линия теряется и самостоятельно пришли к выводу, что второстепенные герои очень важны и нужны в спектакле.

Вариант 3

Предлагается проиграть спектакль только с ролями второго плана.

В процессе репетиции и обсуждения спектакля в таком составе, все участники убедились, что так же теряется смысл и  сюжетная линия.

Эта ситуация дала возможность помимо решения конфликтной ситуации, выяснить, что хочет каждый ребенок, раскрыть некоторые черты характера детей, понять мотивы поведения в коллективе, и что важно, при этом глубже погрузиться в  художественный и музыкальный материал, подробнее в эпизоды, разобраться зачем мы это играем, почему выбрали это произведение.

Таким образом, при совместном решении кейс- ситуаций, мы решили адаптировать пьесу для своего коллектива, учитывая пожелания детей быть всем вместе в спектакле.

 Тут нужно отметить проблему, часто возникающую перед руководителями детских театральных коллективов. А она такова: количество персонажей в произведении меньше,  чем детей, которых бы хотелось занять в работе. Как увеличить количество действующих лиц? Или выписывать новый персонаж или увеличить количество уже имеющихся ? Тогда при написании сценария  было решено использовать хоровой принцип построения спектакля. Поясняю: в пьесе выписывается коллективный герой (это несколько персонажей с единым отношением к тому, что происходит на сцене). И вот появляется сцена с птицами, зайцами и охотниками, где вместо 2-х персонажей было задействовано  6-8.

Хор может постоянно меняться, и в некоторых спектаклях бывает главным действующим лицом.

Хоровой принцип, помимо возможности занять большое количество детей, помог нам снять некоторые зажимы во время исполнения номеров. Ведь одно дело, когда ты стоишь на сцене один, а другое,  когда в группе. Это помогло сделать спектакль более энергичным, способствовало более яркому оформлению спектакля, так как сцены с птицами и зайцами обыгрывались, как некий пространственный элемент. Итак, использование хорового принципа во многом определило решение всего спектакля в целом.

Список используемых источников:

  1. https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-1683319.html
  2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л.Б.Барнс, Р.К.Кристенсен, Э.Дж. Хансен. – М.: Гардарики, 2000. - 502с.
  3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.
  4. А.Б.Никитина.Театр,где играют дети.Москва-2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочное планирование урока математики в 4 классе по теме: "Сравнение дробей " (Lesson study)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5919875","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5919880","at...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY

Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, уси...

Технология "case - study" в изучении иностранного языка

Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реал...

«Педагогический подход Lesson study как ресурс расширения сотрудничества между учителями с целью формирования у обучающихся ключевых компетенций 21 века».

Данное описание педагогического опыта предназначено для административных команд и педагогов школы. Здесь представлен алгоритм внедрения системы обмена опытом на примере организации работы команды обуч...