Использование методов и технологии критического мышления через чтение и письмо
презентация к уроку на тему
Использование методов и технологии критического мышления через чтение и письмо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodov_i_priemov_tehnologii.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон
Актуальность опыта. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни « Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.
Краткая характеристика основных идей технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России ТРКМЧП появилась в 1997 году.
Терминологический арсенал ТРКМЧМ. Развитие - необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Критический – от «критика» (от греческого «kritike» -оценка, разбор, обсуждение; следовательно «критический» - делающий оценку, разбор и пр.)
Лестница успеха выполнения технологии критического мышления - естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить; особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения; - отправная точка для развития творческого мышления. - творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации
5) Критическое мышление есть мышление социальное 4) это мышление аргументированное 3) это мышление проблемное и оценочное; это мышление самостоятельное 2) это мышление обобщенное; 5 характеристик критического мышления:
Условия эффективности опыта учитель должен: быть открытым для инновационных идей; иметь организаторские способности; знать основы технологии РКМЧП; творчески подходить к подбору материала для содержания уроков; разрабатывать и применять ситуативные задачи.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх стадий: вызов; осмысление содержания; рефлексия.
Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I . Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ - «верные и неверные утверждения»; - ключевые слова; - «Верите ли вы?» - «Корзина идей»; - «толстые» и «тонкие» вопросы; - таблица «З – У – Х»; - «Дерево предсказаний»
Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы II . Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях, или ведет записи по мере осмысления новой информации - таблица «тонких» и «толстых» вопросов; - кластер; - «ИНСЕРТ»; - чтение с остановками; - «Бортовые журналы»; - дневники; - стратегия «Зигзаг»
Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III . Рефлексия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления - заполнение «кластеров»; -возврат к ключевым словам, «верным и неверным» утверждениям; -письмо, эссе по принципу «закончи предложение»; - «Фишбоун»; - «Двухрядный стол»; - синквейн
Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие . Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Прием «Составление кластера»
1 – я группа: кластер «Личная гигиена» Личная гигиена содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором вы живете мыть руки перед едой правильно ухаживать за зубами ухаживать за ногтями и волосами мыться горячей водой не реже 1 раза в день
Приём «Инсерт» При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающее отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обощающий или расширяющий смысл темы (предмета) (одно слово).
Конференция Кожуунная, научная, практическая Познаю, делимся опытом, анализируем, повышаем квалификацию. Нет предела совершенству. Идеи.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволило достичь следующих результатов (не прогнозируемых): изменить отношение детей к урокам окружающего мира; повысить познавательное отношение к прочитанному; развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры); создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс", выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо.
научить любить всё живое...
Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"
Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках математики.
Реализация каждой стадии технологии РКМЧП осуществляется при помощи разнообразных технологичных приемов. Проблемы с использованием технологии РКМЧП в математическом образовании возникают у учителей в ...