Использование методов и технологии критического мышления через чтение и письмо
презентация к уроку на тему

Мандан-оол Ирина Даржаевна

Использование методов и технологии критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_metodov_i_priemov_tehnologii.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мандан-оол Ирина Даржаевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Шагонара Улуг-Хемского района РТ. Почетный работник образования РФ, обладатель гранта Президента РФ, учитель высшей категории

Слайд 2

«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон

Слайд 3

Актуальность опыта. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Слайд 4

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни « Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

Слайд 5

Краткая характеристика основных идей технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России ТРКМЧП появилась в 1997 году.

Слайд 6

Терминологический арсенал ТРКМЧМ. Развитие - необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Критический – от «критика» (от греческого «kritike» -оценка, разбор, обсуждение; следовательно «критический» - делающий оценку, разбор и пр.)

Слайд 7

Лестница успеха выполнения технологии критического мышления - естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить; особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения; - отправная точка для развития творческого мышления. - творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации

Слайд 8

5) Критическое мышление есть мышление социальное 4) это мышление аргументированное 3) это мышление проблемное и оценочное; это мышление самостоятельное 2) это мышление обобщенное; 5 характеристик критического мышления:

Слайд 9

Условия эффективности опыта учитель должен: быть открытым для инновационных идей; иметь организаторские способности; знать основы технологии РКМЧП; творчески подходить к подбору материала для содержания уроков; разрабатывать и применять ситуативные задачи.

Слайд 10

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх стадий: вызов; осмысление содержания; рефлексия.

Слайд 11

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I . Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ - «верные и неверные утверждения»; - ключевые слова; - «Верите ли вы?» - «Корзина идей»; - «толстые» и «тонкие» вопросы; - таблица «З – У – Х»; - «Дерево предсказаний»

Слайд 12

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы II . Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях, или ведет записи по мере осмысления новой информации - таблица «тонких» и «толстых» вопросов; - кластер; - «ИНСЕРТ»; - чтение с остановками; - «Бортовые журналы»; - дневники; - стратегия «Зигзаг»

Слайд 13

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III . Рефлексия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления - заполнение «кластеров»; -возврат к ключевым словам, «верным и неверным» утверждениям; -письмо, эссе по принципу «закончи предложение»; - «Фишбоун»; - «Двухрядный стол»; - синквейн

Слайд 14

Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Слайд 15

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие . Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Прием «Составление кластера»

Слайд 16

1 – я группа: кластер «Личная гигиена» Личная гигиена содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором вы живете мыть руки перед едой правильно ухаживать за зубами ухаживать за ногтями и волосами мыться горячей водой не реже 1 раза в день

Слайд 17

Приём «Инсерт» При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

Слайд 18

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающее отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обощающий или расширяющий смысл темы (предмета) (одно слово).

Слайд 19

Конференция Кожуунная, научная, практическая Познаю, делимся опытом, анализируем, повышаем квалификацию. Нет предела совершенству. Идеи.

Слайд 20

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволило достичь следующих результатов (не прогнозируемых): изменить отношение детей к урокам окружающего мира; повысить познавательное отношение к прочитанному; развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры); создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс", выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"

Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках математики.

Реализация каждой стадии технологии РКМЧП осуществляется при помощи разнообразных технологичных приемов. Проблемы с использованием технологии РКМЧП в математическом образовании возникают у учителей в ...