Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках математики.
статья
Реализация каждой стадии технологии РКМЧП осуществляется при помощи разнообразных технологичных приемов. Проблемы с использованием технологии РКМЧП в математическом образовании возникают у учителей в связи с тем, что тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии, литературе. Математика не ассоциируется у многих ни с текстами, ни с письмом, ни с чтением. Но в начальном курсе математики есть свои тексты (письменные и устные), в том числе вербальные тексты на родном языке и невербальные (математические записи (выражения, равенства, неравенства, уравнения, формулы) модели, математическая речь, а именно текстовые задачи, в учебнике математики даны правила, пояснения, алгоритмы, определения и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках математики
«Развитие критического мышления средствами чтения и письма» (РКМЧП).
Использование технологии РКМЧП востребовано и оправданно не только в начальном гуманитарном образовании, но и математическом.
В основе технологии РКМЧП лежат три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Они важны для реализации системно-деятельностного подхода, так как соответствуют трем компонентам учебной деятельности: мотивационно-целевой, операционно-содержательной и рефлексивно-оценочной.
Реализация каждой стадии технологии РКМЧП осуществляется при помощи разнообразных технологичных приемов. Проблемы с использованием технологии РКМЧП в математическом образовании возникают у учителей в связи с тем, что тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии, литературе. Математика не ассоциируется у многих ни с текстами, ни с письмом, ни с чтением. Но в начальном курсе математики есть свои тексты (письменные и устные), в том числе вербальные тексты на родном языке и невербальные (математические записи (выражения, равенства, неравенства, уравнения, формулы) модели, математическая речь, а именно текстовые задачи, в учебнике математики даны правила, пояснения, алгоритмы, определения и др.
Приведем примеры использования нескольких приемов РКМЧП на математическом содержании.
1. Использование приема «З — Х — У» («Знаю — Хочу узнать — Узнал») и заполнение таблицы З — Х — У направлены на развитие мыслительных способностей учащихся, самостоятельности мышления, выработку собственной позиции. Работу можно проводить устно или с использованием графического организатора.
Н-р: Тема: Единицы массы, Деление многозначного числа на однозначное (4кл)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Знаю о тонне | Хочу узнать о тонне | Узнал о тонне |
- Единица измерения массы. - С ее помощью взвешивают большие предметы. - Для взвешивания необходимы весы, отличающиеся от тех, которыми взвешивают предметы в килограммах и граммах | 1. Сколько килограмм в тонне? 2. Почему в слове тонна пишут две буквы н? 3. Откуда произошло слово тонна? 4. Масса джипа больше или меньше тонны? 5. Съедает ли человек в течение года тонну картофеля? 6. Сколько тонн сена нужно корове на зиму? 7. Сколько тонн угля сжигают при отоплении? 8. Почему на мосту можно увидеть запись 3 т? | На уроке нашли ответы на два вопроса из восьми: на первый и третий вопросы. По остальным шести вопросам решили сделать проекты. |
Знаю о делении | Хочу узнать о делении | Узнал о делении |
Названия компонентов при делении. Делить нужно поровну. При делении любого числа на само себя = 1. Делить можно с остатком, столбиком. Делить на 0 нельзя. Как делить двузначное на однозначное (36 : 2), трехзначное на однозначное. | 1. Как разделить многозначное число на однозначное. 2. Как быстро разделить большое число? 3. Как быстрее делить: в уме или на калькуляторе? 4.Что означают слова раздельное питание? Их говорят в том случае, когда что-то делят? | Нашли ответ на вопрос 1, 2, 3: на калькуляторе не всегда удобно делить. Н-р, если надо разделить на 1 число 739 320, то делимое набирать долго. В таком случае легче делить устно. Вопрос 4 может лечь в основу мини-проекта. |
Ориентируясь на название первого столбца таблицы «Знаю о...», школьники обобщают имеющиеся у них знания по изучаемой теме (этап актуализации). Исходя из своих интересов, они формулируют вопросы по данной теме, высказывают желание узнать что-либо новое (мотивационный этап, целевой) и заполняют второй столбец «Хочу узнать о...». В завершение изучения понятия или правила заполняется последний столбец «Узнал о...», в ходе чего ученики осуществляют рефлексию, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Третий столбец заполняется в конце урока или изучения темы.
2. В ходе использования приема «Прогноз» текст делится на смысловые части, а ученики прогнозируют его продолжение, н-р: Как вы думаете, какой вопрос можно сформулировать к условию задачи: «На первой полке в магазине стоят 7 игрушек, а на второй — на 3 игрушки больше»? Как продолжить текст задачи: «В первом гараже стояло 8 машин, а во втором на 5...»? Какое следующее число будет в ряду 2, 6, 12, 20, 30, 42, …? Рассмотрите графическую модель задачи. Как можно сформулировать ее вопрос?
3. Прием синквейн. В ходе математического образования полезно составлять синквейны для рефлексии, обобщения, закрепления, осмысления математических понятий. На уроках математики можно использовать прямые и модифицированные задания, связанные с синквейнами. Пример прямого задания: «Составь синквейн к понятию «математика». Ученики могут выполнить это задание следующим образом:
Математика.
Сложная, точная.
Решать, думать, вычислять.
Заставляет логически мыслить.
Наука.
Пример модифицированного задания «Запиши в первой строке слово, по которому составлен синквейн»:
___________________________
Двузначные, однозначные.
Считать, складывать, вычитать.
Это главное в математике.
Счетные палочки.
4. Суть использования приема «Сюжетная таблица» состоит в том, что, читая текст, ученик делает записи в таблице, создавая таким образом «скелет» текста задачи. Таблица помогает школьникам воссоздавать прочитанный сюжет текста и числовые данные задачи, понять, переформулировать ее, но и сделать к ней модель.
При этом они овладевают алгоритмическим и логическим мышлением, учатся анализировать текст, разбивать его на смысловые фрагменты.
Кто? Что? | Что делают? | Какие величины? | Сколько…? | Что надо узнать? |
5. Для успешной адаптации во взрослой жизни необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы) и на которые нельзя ответить определенно («толстые» вопросы). С этой целью можно использовать прием заполнения таблицы «толстые» и «тонкие» вопросы. При чём необходимо акцентировать внимание на том факте, что на «толстые» вопросы можно дать несколько ответов, а на «тонкие» — только один. Обучать различению вопросов можно начинать со II класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов. Этап 1. Школьники задают вопросы по таблице и записывают в ней продолжение каждого вопроса. Сначала они придумывают «тонкие» вопросы, потом — «толстые».
Этап 2. В ходе работы с текстом ученики составляют по нему сначала «тонкие» вопросы, потом — «толстые» и записывают их в таблицу.
Этап 3. В ходе прослушивания текста учащиеся записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу к каждой части текста. Потом они задают их одноклассникам. Для того чтобы ученики успевали записывать вопросы, после чтения каждой части текста учитель должен делать паузы. Такая работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, умения задавать продуманные вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и лучше усвоить его содержание.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто...? Что...? Когда...? Сколько...? | Объясните, почему...? Почему вы думаете, что...? В чем разница между...? В чем сходство между...? |
Приведем пример: а) «тонких» вопросов по математике: «Что здесь изображено? (Луч.) Сколько сторон в треугольнике? (3.)»; б) «толстых» вопросов по математике: «Объясните, почему эта фигура называется прямоугольник? Почему вы думаете, что в ряду 21, 28, 35, 42... следующим будет число 49? Существует ли разница между прямоугольником и квадратом? В чем сходство между квадратом и ромбом? Как вы думаете, как удобно вычислить 5 + 6? Предположите, что будет, если к обеим частям равенства прибавить одно и то же число? Предположите, что будет, если в задаче слово больше заменить на слово меньше?»
6. В начале урока математики можно использовать прием «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы?». Учитель предлагает школьникам несколько утверждений и просит их выбрать верные, которые описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Ученики должны обосновать свой выбор. После знакомства с основной информацией (например, в учебнике) школьники возвращаются к выбранным ими утверждениям и оценивают их достоверность, опираясь на новые знания. Например, перед изучением темы «Двузначные числа» педагог может предложить ученикам выбрать верные утверждения из следующих:
- Здесь написаны только двузначные числа: 10, 11, 2, 12, 22, 25, 99.
- Все числа двузначные.
- Есть двузначные числа, записанные при помощи одной цифры.
- Двузначные числа могут оканчиваться на ноль.
- Результат сложения может быть двузначным числом.
- При вычитании всегда получается двузначное число.
7. Прием «Вставь пропущенные...» напоминает задания с «окошками». Инструкции при его использовании могут быть такими: «Вставь пропущенные слова в текст задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. Вставь пропущенные цифры. Вставь пропущенные знаки действий в решение задачи. Вставь пропущенные слова в правило. Вставь пропущенные слова в определение. Вставь пропущенные слова в таблицу, составленную по диаграмме».
8. Прием «Сводная таблица» направлен на обобщение знаний младших школьников, помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями, фактами или понятиями. Таблица состоит из трех колонок. В средней перечислены категории, по которым будет проходить сравнение. Она называется линия сравнения. В колонки, расположенные слева и справа от линии сравнения, заносится информация, полученная в результате сравнения. Количество строк в таблице определяется основаниями для сравнения и варьируется в зависимости от их числа. Заполнять таблицу можно индивидуально, работая в паре, группой или фронтально.
Квадрат | Линия сравнения | Треугольник |
Количество сторон | ||
Количество вершин | ||
Количество углов | ||
Равенство сторон обязательно? | ||
Какими буквами обозначают вершины? | ||
Как найти периметр? | ||
Наличие прямых углов | ||
Вокруг нас есть предметы такой формы? |
Квадрат | Линия сравнения | Треугольник |
4 | Количество сторон | 3 |
4 | Количество вершин | 3 |
4 | Количество углов | 3 |
Обязательно | Равенство сторон обязательно? | Необязательно |
А,В,С,М,К… | Какими буквами обозначают вершины? | А,В,С,М,К… |
а ∙ 4 | Как найти периметр? | а+в+с |
Обязательно, все углы прямые | Наличие прямых углов | Необязательно |
Да. Кафельная плитка и др. | Вокруг нас есть предметы такой формы? | Да. Косынка, дорожный знак и др. |
Технология РКМЧП дает учителю возможность грамотно организовать учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированное обучение, помогает с готовностью «пойти» за учениками, но не уйти от цели урока, решить новые задачи образования и достигнуть планируемых метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Вся работа в этом плане направлена на самое главное — создать на уроке условия, помогающие ученикам самостоятельно добывать знания на основе уже имеющегося опыта и из предлагаемых источников. Некоторые задания использовались в обучении математике и раньше, их не относили к какому-то приему, называли развивающими. Использование технологичных приемов РКМЧП позволяет педагогу более системно использовать развивающее обучение, формировать УУД, развивать критическое мышление, работать с графическими организаторами как моделями для рассуждений и размышлений.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бахарева С.Э., Сайдакова Л.А., Смолеусова Т.В. О возможности и необходимости обучения РКМЧП в системе ИПК // Технология РКМЧП в вузе. Перспективы для школьного образования ХХI века: Матер Междунар. науч.практ. конф. М., 2001.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пос. для учителя. М., 2004.
3. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2.
4. Примерная программа по математике. М., 2009.
5. Смолеусова Т.В., Венедиктова Е.И. Технология РКМЧП на уроке математики для реализации требований ФГОС НОО // Сибирский учитель. 2013. № 4.
6. Смолеусова Т.В. Математика в схемах и таблицах: Справочник для учителя начальной школы. Самара, 2004.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2014.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2009.
9. Статья «Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании» Т.В.Смолеусова кандидат пед.наук, профессор, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо.
научить любить всё живое...
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения...