Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
статья на тему

    Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?    Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными   технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_osipova_m.p.docx49.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование приёмов технологии  развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения»

      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

      Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными   технологиями.

    Среди многих  меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

    Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

   Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

   Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств  гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):

I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);

II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);

III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).

  Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её отдельных приёмов на уроках литературного чтения:

1.У учащихся формируются следующие компетенции:

-коммуникативная  (формирование навыков общения);

-интеллектуально - познавательная  (умение учиться);

-практико – ориентированная  (умение принимать взвешенные решения);

-деятельностная  (добывание знаний через деятельность);

-интерактивная  или информационная  (систематизация и обмен информацией).

2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности: критическое мышление, рефлективность, мобильность, толерантность, ответственность личности за результат своей деятельности.

    Использовать  приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:

-Синквейн;

-Кластер;

- Чтение с остановками (со стопами);

 - «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей «Рефлексия».

    Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.

    Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно почтенность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

С синквейном можно работать по-разному:

  • самостоятельное (либо в паре, в группе) составление нового синквейна;
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, без указания темы-первой строки).

      Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения —  сжатое обобщение  полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Синквейны  моих учеников.

2 класс. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сказка.

Работа в парах. Авторы: Березин Никита и Братищенко Катя.

1.Зима.

2.Холодная, морозная.

3. Пришла, подула, запорошила.

4.Зима пришла - холода принесла.

5.Время года.

2.класс. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Сказка.

Индивидуальная работа. Автор: Чуркин Иван.

1.Снег.

2.Белый, холодный.

3.Падает, сыплется, закрывает.

4. Снегу много – хлеба много.

5. Мороз Иванович.

2 класс. В. Маяковский «Тучкины штучки». Стихотворение.

Индивидуальная работа. Автор: Севастьянова Олеся.

1.        Тучки.

2.        Разные, воздушные.

3.        Плыли, разбежались, растаяли.

4.        Тучки по небу гуляли.

5.        Небо.

2 класс. Е. Чарушин «Перепёлка». Рассказ.

Групповая работа. Авторы: Бычкова Настя, Горюнова Анжелика, Кознов Рома, Майоров Сергей.

1.Перепёлка.

2. Маленькая, коричневая.

3.Ходит, насвистывает, клюёт.

4.Птица поёт – природа живёт.

5. Дикая курочка.

4 класс.  «Суворов приказывает армии переплыть море». Героическая народная песня.

Работа в парах. Авторы: Петрова Дарья и Чупрына Дима.

1.        Солдаты.

2.        Отважные, смелые.

3.        Призадумались, закручинились, переправились.

4.        Злая сила вражья испугалася.

5.        Победа.

4 класс. "Родина" И.С. Соколов - Микитов. Очерк.

 Индивидуальная работа. Автор: Фролов Кирилл.

1. Родина.

2.Обширная, многообразная.

3.Звучит, отражается, существует.

4.Родина - наша большая страна.

5.Россия.

4 класс. «Святогор». Былина.

Индивидуальная работа. Автор: Шапин Егор.

1.Святогор.

2. Сильный, могучий.

3.Выезжал, сражался, побеждал.

4.Мужественно биться – победы добиться!

5.Богатырь.

Карточка-помощница.

Пословицы о Родине и её защитниках.

1.Где смелость – там победа.

2.Русский боец – всем образец.

3. Мужественно биться – победы добиться!

4.Один в поле не воин.

Синквейн: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу,   позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

Особой популярностью в нашем классе на уроках пользуется приём «кластер».

Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

Кластер может быть использован на разных стадиях урока:

- актуализация знаний;

- работа над новым материалом;

- рефлексия.

Виды работы с кластером:

составить кластер – опору (первичное составление);

восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);

вставить в кластер недостающие элементы.

    Технология РЧКМП обеспечивает активную  учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.

Фрагмент урока литературного чтения (2 класс) с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Тема «Произведения о дружбе.

Анализ русской народной сказки «Белые пёрышки».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления  русской народной сказки «Белые пёрышки»  с помощью средств технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект:  продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.

Развивающий аспект: формированию навыка осознанного плавного  чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.

Воспитательный аспект:  воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность, взаимопонимание и отзывчивость к окружающим.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Оборудование: учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 2 класс»,  разрезные карточки с пословицами, выставка книг «Сказки», карточки-схемы «Виды сказок», карточка-таблица «Рефлексия», презентация, компьютер, проектор, экран.

Технологическая карта  урока (фрагмент)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Целеполагание.

1.Стадия вызов.

1. Работа парами

- На карточках написаны   пословицы.  Но  только  на одной карточке  начало  одной пословицы, а конец  пословицы – на другой.  Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.

Без беды

познается в беде

Свет

друга не узнаешь.

Друг

не без добрых людей.

- Какой темой объединены эти пословицы?

- Определите тему нашего урока.

Мы продолжаем читать произведения о дружбе.

2. Составление кластера «Виды сказок»

Посмотрите на выставку книг.

-Определите, к какому жанру относятся эти книги.

-Какие это сказки?

1.Читают и выполняют задание учителя на карточках «Пословицы и поговорки о дружбе»:

1. Без беды друга не узнаешь.

2. Друг познается в беде.

3. Свет не без добрых людей.

2.Самопроверка . (Слайд 2.)

3.Определяют тему урока.

Чтение книг о дружбе.

4.Составляют кластер с опорой на карточки-схемы «Виды сказок». (Слайды 3-4)

Регулятивные УУД: формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Личностные УУД: имеют желание учиться.

Коммуникативные УУД: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

2. Стадия осмысления.

Первичное закрепление и осмысление.

1.Чтение с остановками

Прочитайте название сказки.

- Предположите, к какому виду относится сказка. Предположите, о чём она?

Задание: определить, какая это сказка?

Прочитайте самостоятельно начало сказки. Первый абзац.

- Как называется начало сказки? (Зачин)

-Прочитайте ещё раз, как  сказка  начинается?(Давным - давно это было.)

- Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

- Почему лебедь подарил глухарю перья?

-Чем закончилось путешествие глухаря?

- Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите и зачитайте ответ в учебнике.

- Какая проблема поднята в этой сказке?(Взаимовыручки и взаимопомощи)

- К какому виду относится эта сказка?  (Сказка о животных)(Слайд 5.)

Дети высказывают предположение, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из учебника, дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения на уроке.

3. Стадия рефлексия.

1.Составление синквейна.

– Ребята, о каких новых качествах дружбы вы узнали из сказки?

- А сейчас давайте поработаем в группах и составим синквейн к слову «Дружба».

Проверка задания по группам.

2.  Таблица «Рефлексия» .    

 - Хотелось бы узнать, был ли полезен вам наш сегодняшний урок?

- Где вы можете применить полученные на уроке знания?

- Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)

1.Работают в группе, составляют синквейн на тему «Дружба»

1.Дружба.

2. Верная, настоящая.

3. Приходит, помогает, выручает.

4.Друг познаётся в беде.

5.Взамопомощь.

2.Индивидуальная работа с карточкой, заполняют  таблицу «Рефлексия» :

1. Мне было интересно на уроке.

1.Мне было неинтересно на уроке.

2. Мне было легко работать в группе.

2. Мне было трудно работать в группе.

3. Я доволен (а)  своей работой.

3. Я   не  доволен (а)  своей работой

     

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли с учётом жизненного опыта.

Познавательные УУД: отбирают необходимую информацию для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека.

Интернет-ресурсы.

1.Двинянина Л. В. Использование приёмов технологии  развития критического мышления через чтение и письмо  в начальной школе. http://blog.zabedu.ru/garmoniya/использование-приёмов-технологии-ра/

2.Жакулина И.В. Модуль 1 «О критическом мышлении и технологии РКМЧП» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=107559&page=7

3.Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .

В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками"  , \'\'прогноз "  при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...