Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
статья на тему
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе? Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_osipova_m.p.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения»
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);
II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);
III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её отдельных приёмов на уроках литературного чтения:
1.У учащихся формируются следующие компетенции:
-коммуникативная (формирование навыков общения);
-интеллектуально - познавательная (умение учиться);
-практико – ориентированная (умение принимать взвешенные решения);
-деятельностная (добывание знаний через деятельность);
-интерактивная или информационная (систематизация и обмен информацией).
2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности: критическое мышление, рефлективность, мобильность, толерантность, ответственность личности за результат своей деятельности.
Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:
-Синквейн;
-Кластер;
- Чтение с остановками (со стопами);
- «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей «Рефлексия».
Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.
Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно почтенность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
С синквейном можно работать по-разному:
- самостоятельное (либо в паре, в группе) составление нового синквейна;
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, без указания темы-первой строки).
Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения — сжатое обобщение полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Синквейны моих учеников.
2 класс. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сказка. Работа в парах. Авторы: Березин Никита и Братищенко Катя. 1.Зима. 2.Холодная, морозная. 3. Пришла, подула, запорошила. 4.Зима пришла - холода принесла. 5.Время года. | 2.класс. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Сказка. Индивидуальная работа. Автор: Чуркин Иван. 1.Снег. 2.Белый, холодный. 3.Падает, сыплется, закрывает. 4. Снегу много – хлеба много. 5. Мороз Иванович. |
2 класс. В. Маяковский «Тучкины штучки». Стихотворение. Индивидуальная работа. Автор: Севастьянова Олеся. 1. Тучки. 2. Разные, воздушные. 3. Плыли, разбежались, растаяли. 4. Тучки по небу гуляли. 5. Небо. | 2 класс. Е. Чарушин «Перепёлка». Рассказ. Групповая работа. Авторы: Бычкова Настя, Горюнова Анжелика, Кознов Рома, Майоров Сергей. 1.Перепёлка. 2. Маленькая, коричневая. 3.Ходит, насвистывает, клюёт. 4.Птица поёт – природа живёт. 5. Дикая курочка. |
4 класс. «Суворов приказывает армии переплыть море». Героическая народная песня. Работа в парах. Авторы: Петрова Дарья и Чупрына Дима. 1. Солдаты. 2. Отважные, смелые. 3. Призадумались, закручинились, переправились. 4. Злая сила вражья испугалася. 5. Победа. | 4 класс. "Родина" И.С. Соколов - Микитов. Очерк. Индивидуальная работа. Автор: Фролов Кирилл. 1. Родина. 2.Обширная, многообразная. 3.Звучит, отражается, существует. 4.Родина - наша большая страна. 5.Россия. |
4 класс. «Святогор». Былина. Индивидуальная работа. Автор: Шапин Егор. 1.Святогор. 2. Сильный, могучий. 3.Выезжал, сражался, побеждал. 4.Мужественно биться – победы добиться! 5.Богатырь. | Карточка-помощница. Пословицы о Родине и её защитниках. 1.Где смелость – там победа. 2.Русский боец – всем образец. 3. Мужественно биться – победы добиться! 4.Один в поле не воин. |
Синквейн: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.
Особой популярностью в нашем классе на уроках пользуется приём «кластер».
Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
Кластер может быть использован на разных стадиях урока:
- актуализация знаний;
- работа над новым материалом;
- рефлексия.
Виды работы с кластером:
составить кластер – опору (первичное составление);
восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);
вставить в кластер недостающие элементы.
Технология РЧКМП обеспечивает активную учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.
Фрагмент урока литературного чтения (2 класс) с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Тема «Произведения о дружбе.
Анализ русской народной сказки «Белые пёрышки».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления русской народной сказки «Белые пёрышки» с помощью средств технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.
Развивающий аспект: формированию навыка осознанного плавного чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.
Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность, взаимопонимание и отзывчивость к окружающим.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование: учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 2 класс», разрезные карточки с пословицами, выставка книг «Сказки», карточки-схемы «Виды сказок», карточка-таблица «Рефлексия», презентация, компьютер, проектор, экран.
Технологическая карта урока (фрагмент)
Интернет-ресурсы.
1.Двинянина Л. В. Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе. http://blog.zabedu.ru/garmoniya/использование-приёмов-технологии-ра/
2.Жакулина И.В. Модуль 1 «О критическом мышлении и технологии РКМЧП» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=107559&page=7
3.Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .
В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками" , \'\'прогноз " при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах
Кратко описаны приемы, которые я использую на уроках литературного чтения...
КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...
Урок литературного чтения и русского языка по теме «Чтение и письмо изученных букв»
урок обучения грамоте...