Методика критериального оценивания как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику
опыты и эксперименты на тему
изучаем инновационные технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
«Методика критериального оценивания как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»
Подготовила учитель начальных классов Шек Т.С.
1 Причины переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся
В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха.
Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоровьесберегающих разработок, сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога, между двумя сторонами заключается своеобразный общественный договор.
2. Преимущества критериального оценивания, решаемые проблемы.
1. соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя
(способствует повышению объективности оценивания);
2. предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
3. делает оценивание более «прозрачным» и понятным для всех участников
образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
4. способствует развитию навыков самооценивания;
5. воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
6. способствует росту мотивации к обучению;
7. повышает качество образования.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.
Формирующее | Констатирующее |
производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) | в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) |
помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов | даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме |
позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения | даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки |
Промежуточное (формирующее) оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. Работа над улучшением собственных результатов проводится на этапе работы на д ошибками, которая логично встраивается именно при критериальном оценивании.
Подчёркивается! При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.
3.Принципиальные элементы технологии и свойства критериального оценивания.
1. Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании. Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях:
в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году.
в начале четверти или полугодия учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться;
нконец, каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.
2. Рубрики или рубрикаторы (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рублики, без сомнения, позволяют и ребёнку, и даже родителям увидеть, почему была поставлена учителем та или иная оценка, избежать споров и проблем, когда родители не довольны оценками своих детей. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы. К примеру, отметка «3» по критерию С может быть прочитана следующим образом: «вы показали незначительные способности в применении необходимых умений и навыков. Ваша работа, хотя и носит в основном описательный характер, но с отсутствием глубокого анализа.»
Такие рубрики составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Рубрики выдается вместе с контрольной работой.
Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.
Каким образом учитель и его ученики могут понять, насколько хорошо они подготовились к констатирующей (итоговой )работе? В этом поможет проверочный лист.
Основная функция проверочного листа - отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах. Проверочный лист являться для ученика планом действий при изучении темы.
Выделяются основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся по изученной теме, которые указываются в проверочном листе (см. Приложение) Он заполняется учеником трижды:
- на уроке в начале изучения темы. Учащиеся заполняют первую колонку листа, по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием.
- на уроке повторения и обобщения изученного материала учащиеся заполняют вторую колонку листа, используя знаки: «+» - если учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; «+» - если знает, но не очень точно; «-» - если вовсе не знает данный материал. Далее ученик берет этот лист домой и использует его для домашней подготовки к контрольной работе. Рекомендуется проверять знания понятий дома родителям и оценивать своего ребёнка самостоятельно, подтверждая оценивание подписью родителей.
- последняя третья колонка заполняется на уроке за урок до контрольной работы. Раздел «уметь» оценивается учителем в результате проверки самостоятельных и срезовых работ.
Систематическая работа, с проверочными листами привлекая всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.
3. Работа над ошибками
4. Самооценивание. Достигается при использовании рубрик учащимися на этапе работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока (см. пример в Приложении)
|
|
|
|
5. Прибавление, а не уменьшение. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
6.Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а он – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
7. Итоговое оценивание. По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.
Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:
- оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы);
- эталон известен учащимся заранее;
- разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
6. Образовательный эффект:
+ Ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету.
+ Ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы.
+ Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта.
+ Открытость, прозрачность процесса оценивания.
+ Возможность высказывать свою точку зрения.
+ Снижение школьной тревожности ученика.
Итак: опыт работы по методике критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
Критериальное оценивание «ЗА» | Критериальное оценивание «ПРОТИВ» |
Снижение тревожности | Трудоемкость |
Сравнение собственных достижений с эталоном | Издержки адаптационного периода |
Объективность | |
Прозрачность | |
Единство требований | |
Многогранность | |
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля |
При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.
Приложение 1
Проверочный лист
Ф.И.учителя: Шек Т.С. Дата: __________
Ф.И.студента: ___________ Класс:__________
Для того чтобы успешно написать контрольную работу по математике – 6
по теме 2: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Знать: | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Перед к/р |
Основное свойство дроби; | |||
Что называют сокращением дроби; | |||
Какую дробь называют несократимой; | |||
Называют дополнительным множителем; | |||
Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю; | |||
Как найти дополнительный множитель; | |||
Алгоритм: а) сравнения; б) сложения; в) вычитания дробей с разными знаменателями; | |||
Уметь: Сокращать дроби, применяя основное свойство дроби; | |||
Приводить дроби к общему знаменателю, применяя основное свойство дроби; | |||
Сравнивать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями; | |||
Складывать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм сложения дробей с разными знаменателями; | |||
Вычитать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм вычитания дробей с разными знаменателями; |
Если бы вы должны были приступить к написанию контрольной работы через 5 минут, какие из перечисленных требований вызвали бы у вас затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".
На современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...
«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...
Районный конкурс методических разработок «Новые образовательные стандарты: первые итоги, творческие поиски, методические находки», проект: «Учебный кабинет – средство мотивации к учебной деятельности младшего школьника»
Материалы для конкурса...
«Дистанционные образовательные технологии как средство повышения мотивации к учебной деятельности»
использование дистанционных образовательных технологий в образовании...
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...
«Элементы игровых технологий как средство мотивации к учебной деятельности»
Статья по теме "Элементы игровых технологий как средство мотивации к учебной деятельности"...