«Элементы игровых технологий как средство мотивации к учебной деятельности»
статья (1, 2 класс)

Статья по теме "Элементы игровых технологий как средство мотивации к учебной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Элементы игровых технологий как средство мотивации к учебной деятельности»

Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Поэтому перед школой стоит задача формирования у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без наличия у учащихся внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.  Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест, как показал опыт, занимают  игровые технологии, цель которых - активное освоение учебной деятельности. Игровые технологии приоткрывают ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогают по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках должны соблюдаться следующие условия:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогические игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические, по характеру педагогического процесса на обучающие, познавательные, репродуктивные, продуктивные, коммуникативные, по игровой методике на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, по игровой среде на игры с предметами и без них, настольные, на местности, комнатные, компьютерные, технические. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у школьников необходимые УУД, способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления и творческого воображения, воспитывают у них наблюдательность и привычку к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче и доводить свою работу до конца. Интерес к играм, требующим напряжения мыслительной деятельности, появляется не всегда и не у всех детей сразу, поэтому такие игры надо предлагать постепенно, увлекая ими детей. Трудные и непосильные задания могут отпугнуть учеников. Лишь когда ученику удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает радость и готов перейти к более сложной игре. Использование игр помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и может стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса. Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Приведем примеры таких игр, цель которых - создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Одной из основных и самых важных задач в начальной школе является задача научить ребёнка читать. Как приучить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Перечислим некоторые игры, которые можно использовать на уроках чтения:

1) Перечислите, что изображено на картинке. Найдите одинаковый звук в словах.

2) Прочитай слоги. Закончи слово.

3) Четвертый лишний.

4) Помоги Буратино перейти к  Мальвине.  Проведи его по картинкам, где  в словах есть звук [р].

5) Прочитай слова по первым буквам.

6) Слова рассыпались, собери слово и прочитай его.

7) Игра «Полубуковка».

8) Ребусы.

9) Загадки-путаницы.

          Загадки-путаницы  заставляют задуматься о смысле. Исправляя тексты, первоклассники сочиняют. Например:

В теплой лужице своей

Громко квакал...

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый...

Варианты исправлений, предложенных первоклассниками:

В теплой лужице своей

Зачирикал (воробей).

Кто в малине знает толк?

Косолапый и не волк  (медведь).

10) «Приусадебный участок». Помоги маме посадить овощи. Называй только те овощи, где есть звук [р]. («Дом» помоги достроить части дома. Называй части дома, где есть звук [р]).

11) Восстанови слова, вставь в них гласные буквы.

Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

1) Назови «соседей числа».

2) Засели  «математические дома».

3) Реши цепочки примеров.

4) Игра «Угадайка»  

Детям предлагают отгадать число, если оно: находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое.) На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое.) Мой сосед слева живет в восьмом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо). В каком домике живу я? (В девятом.) И т. д.

5) Помогите числам занять свои места по порядку.

6) «Собери яблоки в корзину».

7) Математическая гусеница.

8) Молчанка.

Также целесообразно использовать игры на уроках окружающего мира. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его. Перечислим некоторые из них:

1) Выбери, какие предметы относятся к живой природе. Какой предмет лишний?

2) Вершки и корешки.

3) Где чей домик?

4) Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится.

5) Куда пойдем, что найдем? Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знакомые растения.

6) «Эти разные цветы». 

У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К» (рис.1.) 
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех детей создавалось впечатление равноценности их участия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что  правильно подобранная игра помогает достигнуть поставленной цели урока. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.


Список использованных источников:

1. Ахметдинова Т.Р. Индивидуальное развитие первоклассника в процессе творческой деятельности на уроке /Т.Р.  Ахметдинова// Начальная школа. - 2014. - №5. - С.61.

2. Ищенко И.И. Игровые технологии на уроках в начальных классах [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта Открытый урок 1 сентября. - URL: http:// открытыйурок.рф (дата обращения 28.10.2018).

3. Мартынюк И.Ю. Игровые технологии как средство повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта Открытый урок 1 сентября. - URL: http:// открытыйурок.рф (дата обращения 28.10.2018).

4. Харибутова Ю.Н. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников /Ю.Н. Харибутова// Начальная школа. - 2017. - №7. - С.32.

5. Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности /В.В. Чухарева// Начальная школа. - 2013. - №9. - С.67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах де...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

В статье раскрывается сущность понятий «игра», «игровая технология» и определяется их влияние на формирование универсальных учебных действий учащихся. Специфика организации и п...