Создание проблемных ситуаций на уроках.
материал по теме
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_problemnyh_situatsiy_na_uroke.docx | 30.21 КБ |
problemnyesituatsii_na_urokah.zip | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
«СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
(Слайд) Современный ученик.., ребенок, пришедший в школу… Какой он? Активный на переменах и вяло выполняющий репродуктивные задания на уроке; с горящими глазами, когда делится своими впечатлениями и скучающе рассматривающий картину за окном во время урока; имеющий запас жизненного опыта и не знающий, как и где его применить; эмоциональный и одновременно не умеющий сформулировать свои мысли… Да, вот такие дети приходят к нам в сельскую школу, и всех их необходимо вовлечь в учебную деятельность.
Как построить такой урок
- чтобы изучение нового материала стало интересным для детей?
- как вовлечь детей в учебный процесс, сделать их активными участниками, а не пассивными слушателями?
- что сделать, чтобы развивались способности каждого ребенка?
Такие вопросы возникают у меня ежедневно при подготовке к урокам.
Размышляя над ними, я перечитала много литературы, посещала семинары, проводимые в районе, на заседаниях ШМО с коллегами мы часто тоже обсуждаем эти вопросы. Я поняла, чтобы научить детей учиться, развивать их способности, мотивацию к учению и познанию, необходимо использовать разные педагогические технологии, и технологию проблемно-диалогического обучения в частности.
(Слайд) Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, в котором сочетается принцип проблемности и принцип развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Проблемное обучение, на мой взгляд, это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание и выявление под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
(Слайд) Целью проблемного обучения является преодоление механического усвоения знаний в обучении, активизация мыслительной деятельности учащихся.
В проблемно-диалогическом обучении выделяют две составляющие – это проблемная ситуация и учебная проблема.
(Слайд) Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации, затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения. (М. И. Махмутов)
(СЛАЙД) При создании проблемной ситуации использую типы ситуации «с удивлением», «с затруднением».
Хочу привести примеры использования проблемных ситуаций в процессе преподавания разных предметов.
Прием, когда одновременно предъявляются противоречивые факты, теории.
(СЛАЙД) Пример: Математика. На доске запись: 5+5 х 2= 15
5+5 х 2 = 20
Учитель: Что вы заметили?
Учитель: Какой порядок действий в первом примере?
Учитель: Во втором?
Учитель: В каком примере мы действовали по правилу?
Учитель: Как догадаться, что во втором примере сложение выполняется первым
Ученики: Нужен какой- то знак, чтобы пометить сложение.
Учитель: Молодцы, есть такой знак! Он называется «скобки». Скобки обозначают действия, которые выполняются в первую очередь.
Учитель: чему мы будем учиться на уроке? (цель)
Прием 2 (Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием) Математика, 2 класс.
(СЛАЙД) Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. (Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради.)
Примеры: 37 - 4, 58 - 6, 38-7.
- Решите следующий пример: 43 –7.
- Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.)
Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.)
А какие ответы получились? (Разные.)
Учитель: Почему?
Ученики: Мы не умеем решать такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?
Учитель: какова же цель нашего урока?
Ученики: учиться вычитать однозначное число из двузначного с переходом через десяток
Сформировав проблему или осознав формулировку, данную учителем, ученик начинает поиск решения. Если решение не удается, возникает вопрос: почему проблема не решается? Поняв, что известный алгоритм не дает успеха, ученик начинает поиск иного способа решения или сразу находит его путем догадки.
Прием 3. (Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим
заданием с «ловушкой»)
Урок Окружающий мир в 1 класс при изучении темы «Откуда берутся снег и лед?» на этапе творческой работы
Учитель: Как вы думаете, снег он какой? (белый, чистый, холодный, колючий и …)
- может снег быть теплым?
Учитель: а я знаю, что есть насекомые, которые на зиму прячутся в земле, есть растения, которые спокойно переносят зимние холода. И насекомых и растения зимой от мороза согревает снег. Значит снег какой?
- теплый
- а что вы сначала сказали?
На этом этапе урока показано столкновение житейского опыта детей и действительности. Показано значение снега в природе, для жизнедеятельности людей. недаром люди говорят «много снега, много хлеба».
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика, 1 класс.
Задача «На детской площадке играли 3 мальчика и девочки. Сколько детей было на детской площадке? (Это задание дети не могут выполнить)
И в чем проблема? (не достаточно данных для решения) .
А что мы можем изменить в условии задачи, чтобы ответить на вопрос?
Проблемные ситуации при обучении математики возникают совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, большинство текстовых задач и других заданий, представленных в учебниках математики, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься.
Иногда идея приходит по ходу урока, приходится перестраивать план урока, т. к. возникают проблемные ситуации, не запланированные во время подготовки к уроку.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
1. Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. 7, 9, 12, 6, 15, 14.
- Что это за числа?
- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 5. (ученики легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 5. (ученики испытывают затруднение.)
- Вы смогли выполнить мое задание?
-Почему же это задание не получилось?
- Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Постановка конкретной проблемной ситуации приводит к составлению алгоритма умножения 2-значного числа на 1-значное.
Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется в два шага. Сначала учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учителю требуется доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение.
(пример: - поупражняемся в определении спряжения глаголов - лететь, вязать, купить, читать, возить. (Обучающиеся легко выполняют задания, применяя известное правило.)
- А теперь определите спряжение глаголов "дышать" и "стелить". (дышать - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.)
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.
- Что вы замечаете? (дышать - глагол второго спряжения, а стелить – первого)
- Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Значит, что это за глаголы?
- Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.
Иногда я предлагаю вернуться к решению проблемы на следующем уроке, а дома подумать и найти нужную информацию, посмотреть в дополнительных источниках, подготовить сообщение или предложить алгоритм решения проблемы.
(СЛАЙД) На уроках я использую такие пути реализации проблемных ситуаций:
- опора на жизненный опыт учащихся,
- опора на ранее полученные знания,
- работа с учебником, т. к. учебник – это основа основ, настольная книга ученика. Ученик должен уметь работать с учебником: добывать нужную информацию, пользоваться условными обозначениями, уметь обращаться с книгой в случае затруднения для поиска правил, подсказок, хорошо ориентироваться в содержании учебника. В качестве примера можно привести обобщающие уроки по литературному чтению, где есть задания на соотнесение авторов и отрывков из произведений. Один ученик будет долго листать учебник, а другой откроет содержание и быстро выполнит задание.
- практические задания (практические задания на урока по окружающему миру. Тема «Свойства воды», «Откуда берутся снег и лед?», «Откуда в снежках грязь?»)
- использование дополнительной справочной литературы (словари, энциклопедии), даже использование опыта взрослых (спросил у дедушки, у мамы прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки – чаще такое встречается на уроках лит. чтения при изучении раздела «Устное народное творчество»),
- использование информационных ресурсов, (когда не удалось решить проблему на уроке, детям предлагается задание на дом по поиску ответа)
Для решения проблемных ситуаций использую индивидуальные, групповые виды работ, работу в парах. Работая в парах, группах, коллективе дети учатся сотрудничать, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, доказывают свою точку зрения.
При использовании проблемных ситуаций на уроке формируются такие УУД:
Регулятивные – умение решать проблемы, сличать способ действия;
Коммуникативные – умение вести диалог, ставить вопросы, обращаться за помощью;
Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы, ставить и формулировать проблему;
Личностные – навыки сотрудничества, личная ответственность, в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации. (лит. чт. - А как бы ты поступил на месте героя произведения?)
Нельзя рассматривать технологию проблемного обучения отдельно от других технологий. Сейчас я работаю в 1 классе, как я могу обойтись на уроке без игровых ситуаций, если детям только 7 лет и ведущий вид деятельности у них игра?
Нельзя забывать и про технологию здоровьесбережения, технологию сотрудничества, проектную деятельность.
Созданию проблемных ситуаций на уроках способствуют учебники и рабочие тетради, изданные в соответствии с требованиями, предъявляемыми новым образовательным стандартом.
(СЛАЙД) На страницах учебника автор ставит проблемы, подводит к формулированию целей и задач урока, выделяет тему урока.
Пример: окружающий мир, 1 класс
(СЛАЙД) В прописях выбор одного слова из двух предложенных к заданной схеме слова – это тоже проблемная ситуация.
На своих уроках для построения побуждающего диалога я использую такие вопросы:
- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? Так какой возникает вопрос?
- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?
- Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему.
- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?
- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?
Все ли обучение должно быть проблемным? Нет, не все. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем «открытий» сочетается с репродуктивным усвоением знаний.
Использование проблемных ситуаций на уроке считаю результативным средством, его применение способствует формированию УУД, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, что даёт понимание изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У детей формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность.
Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; учатся проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.
Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.
Использование проблемных ситуаций способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.
Подписи к слайдам:
Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, в котором сочетается принцип проблемности и принцип развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Цель проблемного обучения - преодоление механического усвоения знаний в обучении, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Проблемные ситуации - такие учебные ситуации, затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний.
Приемы создания проблемных ситуаций «С удивлением» Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий; Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим действием; Обнажение житейских представлений учеников вопросом или практическим заданием;
Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий 5 + 5 Х 2 =15 5 + 5 Х 2 = 20
Приемы создания проблемных ситуаций «С удивлением» Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий; Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим действием; Обнажение житейских представлений учеников вопросом или практическим заданием;
Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим действием 37 – 4 58 – 6 38 – 7 43 – 7
Приемы создания проблемных ситуаций «С затруднением» Дать практическое задание, не выполнимое вообще; Дать практическое задание, не сходное с предыдущим; Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.
Пути реализации проблемных ситуаций опора на жизненный опыт учащихся, опора на ранее полученные знания, работа с учебником, практические задания, использование дополнительной справочной литературы, использование информационных ресурсов.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1 класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.
Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....
Создание проблемной ситуации на уроках изучения окружающего мира.
В статье обобщен опыт работы во 2 классе по созданию проблемной ситуации на уроке изучения окружающего мира....
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...