О духовно-нравственном воспитании учащихся в ГПД начальной школы
статья (2 класс)
Актуальность статьи заключается в том, чтобы развивать и укреплять нравственные качества у детей начальной школы. Формировать интерес к нравственным устоям общества о правилах и моральных качествах маленького человека и гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД начальной школы
Духовно-нравственное воспитание – это создание таких условий жизнедеятельности ребёнка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.
Духовно – нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведения берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Духовно – нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.
- художественная литература
- изобразительное искусство
- музыка
- кино
диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, принимают активное участие в беседах, клубных часах, праздниках. На детей особо сильное впечатление производят работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно.
Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Средством воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью и т.д. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.
Содержание нравственного воспитания: воспитание гуманности как личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из блоков воспитания следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа Национальное воспитание в условиях начальной школы
Контрольная работа выполнена во время учёбы в Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.Описан опыт работы по данной теме....
Патриотическое воспитание в современной начальной школе.
Данная работа затрагивает некоторые проблемы патриотического воспитания школьников в современном обществе на начальном этапе обучения, а также предлагает конспект занятия в 1-2ом классе по заданной те...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе
Программа разработана в соответствии с ФГОС...
Программа "Нравственное воспитание детей в начальной школе".
Роль нравственного воспитания в начальной школе, программа по классам....
Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы
Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая с...
Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы
Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: "Национальное воспитание в условиях начальной школы"
Нижнее Поволжье издавна считается воротами из Азии в Европу. Через наши степи проходили разные народы. С этим связана пестрота национального состава Нижнего Поволжья....