Мастер-класс. «Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»
статья

Супанова Зульфия Гайнулловна

Для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

«Развитие творческих способностей учащихся

 на уроках в начальной школе»

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
                                                                                  Л.Толстой

              Дорогие друзья,  я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты общечеловеческого  и  профессионального уровня. Надеюсь, занятие не пройдет зря – мы все станем чуточку добрее, мудрее, терпимее друг к другу.

Сегодня мы рассмотрим несколько заданий, способствующих развитию детского творчества. Для участия приглашаю  10 человек. Возьмите из коробки изображения животных и садитесь за рабочие места в 2 группы.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

        В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника и  раскрытие его индивидуальных возможностей.

Уважаемые коллеги! Вся наша творческая работа будет связана с родным краем. А девиз наш будет такой «Если есть на свете рай, это Хайбуллинский край». Действительно, наш район богат талантами и наша задача увидеть в каждом ребенке изюминку и взрастить ее.

Игра "Соберите пазлы"

Собрав пазлы, узнайте легенду о народном названии одного из сел нашего района и придумайте  о нем четверостишие. Приступаем к работе.

(команды работают)

Школу можно представить в виде дерева. А хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно дольше зеленели, чтоб с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

 Проверим работы. Прочитайте, что получилось.

Народное название  - Карасу. Есть несколько вариантов происхождения названия поселка. Вот одна легенда.

 В восточной части поселка находится родник, который впадал в озеро (оно теперь высохло). Озеро было большим и глубоким и, согласно легенде, не имело дна. Вокруг озера земля была топкой, болотистой, вода была всегда холодной, черного цвета, так как озеро было очень глубоким. Издали оно казалось черным пятном. В этих местах был хороший травостой и росли кустарники. Согласно легенде, на том месте, где выходит источник, затонуло очень много скота, поэтому это место назвали Карасу, что означает «Черная вода».

Работа над закрытой картиной.

Уважаемые коллеги! Приступаем к  следующему виду нашей творческой работы – мы нарисуем пейзаж родного края по  закрытой картине.

                На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. Что мы должны нарисовать на картине? Верно, много снега. Каким цветом покрасим?

На переднем плане этой картины в самом центре нарисована высокая ель. Ель какого цвета? Чем она покрыта зимой? На ели и около нее птицы. Какие птицы обитают зимой в наших краях? (синицы, снегири, вороны, воробьи, снегири). Верно на нашей картине синицы, снегири, сорока и ворона. Какие цвета нужны для их окраски. Зимой не забывайте подкармливать птиц. Что они любят поесть зимой? На нашей картине на ели висят  маленькие корзиночки с ягодами рябины, кусочки  хлеба, различные лакомства для птиц. Какого цвета мы покрасим ягоды рябины? Прибежали на новогоднее угощение и 2 зайчика, для них приготовлены морковки и капуста. Какого они цвета? Капуста лежит на пенечке. Какого цвета пенек? Зайчики? Что можно увидеть на снегу? Следы зверей, ягоды, морковь. На ели сидит белка и смотрит в корзину. Что в этой корзине может быть?

По краям переднего плана картины стоят березки. Как вы их нарисуете?

Что же такое «творчество»? Определений творчества много, но практически все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, декламация, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее. При работе с закрытой картиной дети погружаются в загадочный мир рисования, приучаются дружной групповой работе, слаженности, распределению обязанностей, развивается фантазия, воображение, прививается бережное отношение  к природе.

На втором плане картины кустарники. Какого цвета и размера вы их зарисуете?

На заднем плане картины видна деревня. Что можно увидеть издали? Верно, крыши домов и трубы. Чем покрыты крыши домов? Каким цветом нарисуете небо?

Нарисуйте картину по вашему представлению. Затем сравним с закрытой сюжетной картиной.

Начальная школа – это 1 этап работы по развитию творческих способностей - аналитический. Свою работу на этом этапе я направляю на выявление одарённых детей, которая строится на наблюдениях, где учитываются успехи ребёнка в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. и в сборе информации о ребёнке. Информация собирается из четырех основных источников: от родителей, учителей, психологов и самих детей. Составляется карта интересов ученика.

В развитии творческого мышления важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Вернисаж готовых работ. Проверим работы. Молодцы, справились с данной работой. А вот закрытая картина. Сравните со своей. Какие красивые картины получились. Берегите и охраняйте красоту родного края! К этому виду работы можно добавить задание – озаглавить картину, написать по ней сочинение.

Следующее задание. Сочинить стихотворение по предложенным рифмам. Приступайте к работе.

Не готовьте творческие задания персонально для наиболее способных учащихся, этим вы ставите детей в неравные условия и делите их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.  

Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Я считаю, что очень важно организовать в начальной школе урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Школа должна предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Это важно как источник для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени.

Проверка сочинения стихотворений.

Проверим работы наших групп. Прочитайте ваши стихотворения. Молодцы! А вот оригинал. Стихотворение К.Аралбаева «Хайбулла».

Ширь степей, полей просторы –

Взглядом все не охватить!

На таких просторах впору

Государство разместить.

Красота природы края

В ликах светится сельчан,

Родниковый звон – в курае

И орлиный блеск в очах.

Не напрасно урожайным

Называют этот край:

Стол весомо украшает

Хайбуллинский каравай.

Мы с землею слиты крепко,

Чтоб душа щедра была.

Ты достался нам от предков,

Край родимый, Хайбулла!

                

Спасибо, участники мастер-класса, за участие, вы большие молодцы! Мы говорили о секретах творческого мастерства. Я твердо уверена в одном: нужно любить своё дело до полной самоотдачи, вот тогда и рождается творчество. Уходят взрослые дети, научившиеся размышлять, имеющие свою точку зрения, но приходят милые, неопытные, смешные, открытые. Все начинается заново, но совсем по-другому…

На этом наше занятие окончено. Буду очень рада, если вы получили заряд бодрости и пополнили свой педагогический опыт  по развитию творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время

Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освое...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие -одна из важнейших и основных задач воспитания и развития....

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для тв...