Проектно - исследовательская деятельность 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Целью программы является формирование компетентности младших школьников в области проектно-исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа ШК
Проектно-исследовательская деятельность (проект PYP)
для учащихся 1-х классов
Учитель: Тарасова Н.А.
Москва, 2016-2017 учебный год
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Проект «Я познаю мир»)
Направление: Духовно-нравственное. Социальное.
Вид деятельности: Проект.
Возраст школьников: 7 лет.
Пояснительная записка
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.
Основу программы проектно-исследовательской деятельности составляет программа исследований Международного Бакалавриата Primary Years Programme (РУР) для младших школьников 7-11 лет.
Целью программы является формирование компетентности младших школьников в области проектно-исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.
Программа проектно - исследовательской деятельности решает следующие задачи:
- обучающиеся приобретают знания, соответствующие их возрасту и имеющие общечеловеческое значение,
- развитие познавательных способностей и социальных навыков;
- раскрытие и развитие творческих способностей;
- приобретают межпредметные и предметные умения и навыки:
умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- приобретают опыт разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Ожидаемый результат реализации у каждого учащегося развита его естественная любознательность; учащийся имеет навыки и умения, необходимые для ведения целенаправленного творческого исследования, как учебной работы, так и жизненно важной деятельности; он инициативен, критически и творчески применяет знания; умеет продуктивно общаться; он решителен, умеет защищать свою позицию; он честен и справедлив, принципиален; мыслит широко; он заботлив и внимателен к окружающим; гармонично развит, физически и духовно здоров.
У каждого педагога сложится четкое понимание программ и технологий IBO, умение их применять в учебном процессе, развито системное видение достижения учебных и жизненных результатов каждым учеником; развито чувство собственного профессионально-личностного достоинства; развита потребность постоянно пополнять свои знания и совершенствовать педагогическое мастерство.
Тематическое планирование
№ |
Тема | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
Исследование « Как мы организуем себя» Как мы понимаем друг друга | ||||
1. | Вводное занятие. Как мы будем учиться. Ты - ученик | 1 | 1 | |
2. | Школьные правила вежливости. Режим дня школьника | 1 | 1 | |
3. | Практическое занятие. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе. | 1 | 1 | |
Исследование «Кто мы» Семейные истории. Твоя семья и друзья | ||||
4. | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье | 1 | 1 | |
5. | Что окружает нас дома? | 1 | 1 | |
6. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 1 | |
7. | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | 1 | |
8. | Беседа. Семейные традиции. | 1 | 1 | |
9. | Состав семьи. | 1 | 1 | |
10. | Практическая работа. Семейная родословная | 1 | 1 | |
11. | Исследование. Фамильные ценности | 1 | 1 | |
12. | Исследование. Обряды семьи | 1 | 1 | |
13. | Исследование. Традиции семьи | 1 | 1 | |
Исследование «Как мы выражаем себя» Воображение | ||||
14. | Беседа. Что такое воображение? | 1 | 1 | |
15. | Что стимулирует наше воображение? Посещение музеев. | 2 | 2 | |
16. | Что стимулирует наше воображение? Чтение произведений. | 1 | 1 | |
17. | Что стимулирует наше воображение? Прослушивание музыки. | 1 | 1 | |
18. | Что стимулирует наше воображение? Наблюдение за природой. | 1 | 1 | |
19. | Что стимулирует наше воображение? Посещение театров. | 2 | 2 | |
20. | Практическая работа. Выполнение работы по проекту. «Мое воображение» | 1 | 1 | |
21. | Представление работ | 1 | 1 | |
22. | Выставка работ. | 1 | 1 | |
Исследование «Где мы во времени и пространстве» Что нас окружает | ||||
23. | Мой район. Достопримечательности района. | 1 | 1 | |
24. | Мы - пешеходы. | 1 | 1 | |
25. | Транспорт. Мы - пассажиры. | 1 | 1 | |
25. | Мой путь от дома до школы. Правила безопасного поведения на улице. | 1 | 1 | |
27. | Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выставка работ | 1 | 1 | |
Исследование «Планета - наш общий дом» Живые обитатели планеты | ||||
28. | Живое и неживое. | 1 | 1 | |
29. | Какие бывают растения? Комнатные растения. | 1 | 1 | |
30. | Какие бывают животные. Путешествие по зоопарку | 1 | 1 | |
31. | Домашние любимцы. Собаки - помощники человека. Происхождение и породы собак | 1 | 1 | |
32. | Правила поведения на природе. Земля - наш общий дом. Итоговое занятие | 1 | 1 | |
34 | 22 | 12 |
Раздел «Кто мы?»
Дети исследуют природу своего «Я», верования и ценности человека, здоровье физическое, духовное и социальное. Дети изучают семьи, детские и взрослые коллективы, общество, права и обязанности. Исследуют понятие, что значит быть человеком.
Раздел « Где мы во времени и пространстве?».
Дети исследуют развитие общества во времени и в пространстве, личные истории, историю и географию семьи, разных народов, общества в целом. Дети изучают как мы живём, путешествуем, изобретаем; знакомятся с великими открытиями, достижениями, вкладами отдельных людей в развитие нашей цивилизации.
Раздел «Как мы самовыражаемся?»
Дети исследуют природу самовыражения, изучают способы самопознания и выражения своего «Я» при помощи языка и средств искусства. Дети исследуют наши идеалы, чувства, верования, ценности.
Раздел «Как устроен мир?»
Дети исследуют материальный мир. Изучают объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека. Дети знакомятся с миром науки и технологии.
Раздел «Как люди организуют свою жизнь?»
Дети исследуют порядок, по которому организован наш мир. Изучают занятость людей, мир труда и его ценности; как наличие работы и безработицы влияет на личность отдельного человека и общества людей в целом.
Раздел «Как мы вместе живём на планете?»
Дети исследуют природу нашей ответственности за сохранение мира. Изучают права и обязанности людей по использованию природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и общества, взаимоотношение человека и мира природы, взаимосвязи мира людей и животных.
В ходе исследования учащиеся:
• принимают участие в планировании программы по интересам;
• проводят эксперименты и практические работы;
• собирают информацию и обрабатывают данные;
• занимаются проектной деятельностью и проводят презентации;
• собирают материалы для своих портфолио с участием учителей;
• участвуют в разработке критериального оценивания для проведения анализа успешности своей учебной деятельности.
Литература
- Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа: детская энциклопедия – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010 г.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011 г.
- Акимушкин И.И. «Мир животных. Домашние животные», 1981 г.
- Д. Григорьев, П. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», издательство «Просвещение», 2011 г.
- Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» издательство «Просвещение», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...
Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...