Мастер-класс Мы-исследователи
материал (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Мы – исследователи»
Цель мастер - класса: обучение участников мастер-класса построению исследований учащихся во внеурочное время.
Задачи:
• Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;
• Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между участниками мастер-класса.
Ход мастер – класса.
Сейчас мы с вами попробуем стать исследователями. Для этого пройдем все этапы исследования и создадим свою работу.
Предлагаю вам разделиться на группы: родители и дети. Каждой группе я раздам памятки и листы для фиксации исследования.
I. Подготовительный этап.
1.Актуализация проблемы.
- Послушайте отрывки из произведений и вспомните их название.
(учитель зачитывает отрывки):
А) Ну, Мишка, - говорю,- ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется…. Давай …, - говорит Мишка, (кашу, Н. Носов «Мишкина каша»)
Б) Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора», русская народная сказка)
В) Нужно было сказать: - Раз, два, три,
Больше не вари! И перестал горшочек варить ... («Горшок каши», Братья Гримм)
- Что общего в названиях этих произведений?
- Думаю, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о каше)
- А вы любите каши? А дети? (В школьной столовой плохо едят)
- А хотите узнать, из чего варят каши? О большой пользе каши?
- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
2. Выбор темы исследования.
-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?
-Итак, придумайте и запишите тему нашего исследования? Можете представить её в виде пословицы. ( «Каша – пища наша»)
-А какая цель нашего исследования? (Раскрыть «секреты» вкусной каши.)
Задачи исследования? (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)
3. Выработка гипотезы.
-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей:
1) Предполагаю, что каши варят из крупы.
2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.
3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)
4) Возможно, что дети будут лучше кушать каши, если узнают о ее пользе.
-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.
4. Методы исследования
Анкетирование, анализ литературы, эксперимент. Сравнение и обобщение результатов
II. Основной этап.
1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.
- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)
- Откуда мы будем добывать знания? (Из собственного опыта. Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)
2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…
Игра «Угадай»
1) Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит (гречка)
На моём столе находятся крупы. Кто поможет найти гречневую крупу. (Дети находят гречневую крупу среди других круп.)
- Из какого растения получают гречку? (гречиха)
Каша называется -…(гречневая)
- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша? много полезнейших микроэлементов — кальций, фосфор, железо, помогает в образования гемоглобина, а так же лечит анемию. улучшает пищеварение
2) Слушайте вторую загадку.
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами (овёс)
-Какую крупу получают из овса? (овсяную.)
- Ещё её называют овсяные хлопья.
Каша называется -… (овсяная)
А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.
3) Третья загадка…
В поле метёлкой, в мешке – жемчугом (пшеница)
- Из пшеницы получают какую крупу? (пшеничную и манную) (дети находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.
4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)
- Как называется растение, из которого её получают? (просо)
А каша? пшённая.
- В ней много белка, она самая питательная.
Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.
- Какие ещё каши вы знаете?
Я попрошу продолжить таблицу дома.
3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?
- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят «Кашу маслом не испортишь».
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
4. Эксперимент.
- Хотите приготовить вкусную кашу?
Каша у вас уже в «тарелках». Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Приклейте наклейки с добавками или нарисуйте их.
-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.
III. Рефлексия.
К концу подходит наше занятие. Давайте, дети, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Но от учителя и родителей зависит,
Чтоб знания давались им легко.
Желаю вам, чтоб дети в нашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Исследование
Тема:
Цель:
Задачи:
Гипотеза:
Методы:
Памятка
Тема должна быть сформулирована коротко,
она должна заинтересовать читателя,
Цель обычно начинается со слов: изучение,
формирование,
установление,
разработка,
Задачи, как правило, начинаются с глаголов: узнать,
выяснить,
установить,
сравнить,
разработать,
изучить.
Гипотеза: предполагаю, допускаю, возможно, что если, думаю, может быть.
Методы: наблюдение, анкетирование, анализ литературы, опыт, эксперимент, интервью
Организация исследования: подумать самостоятельно, изучить литературу, спросить у других людей, просмотреть телепередачи, использовать Интернет, провести эксперимент, наблюдение, анкетирование.
Игра «Угадай»
Растение | Зерно, крупа | Каша |
Игра «Угадай»
Растение | Зерно, крупа | Каша |
Игра «Угадай»
Растение | Зерно, крупа | Каша |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Мастер класс по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по теме " Тайны воды"
Данный мастер класс показывает структуру проведения внеурочного занятия " Я - исследователь"...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...