Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках в начальной школе.
статья на тему

Парфенова Татьяна Сергеевна

ИКТкомпетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_kompetentnost.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Парфенова Татьяна Сергеевна

ГБОУ школа №1987 г. Москва

учитель начальных классов

Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках

в начальной школе.

 «Ребенок должен войти

 в образование через

 пространство

 детской игры».

Академик А. Г. Асмолов

         Современные средства, обеспечивающие образовательную деятельность ребенка, могут активно использовать ИКТ везде, где это целесообразно и оправдано.

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:

 к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

 к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».

Например на уроках русского языка это может быть:

  • Различные способы передачи;
  • Источники информации и способы её поиска;
  • Овладение квалифицированным клавиатурным письмом;
  • Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере;
  • Работа с мультимедиасообщениями.

Иностранный язык:

  • Подготовка плана и тезисов сообщения;
  • Выступление с сообщением;
  • Создание небольшого текста на компьютере;
  • Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки;
  • Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов. 

Математика и информатика:

  • Работа с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами;
  • Извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере);
  • Объяснение, сравнение и обобщение информации;
  • Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

 Окружающий мир:

  • Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ;
  • Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ;
  •  Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете;
  • Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Технология:

  • Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы;
  • Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы;
  •  Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. 

Искусство:

  • Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу;
  • Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Использование ИКТ в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Использование мультимедийного оборудования на уроках позволяет  сделать работу учителя более интересной, насыщенной, эстетически оформленной.

Использовать ИКТ можно на различных этапах урока:

  • Объяснение нового материала;
  • Актуализация знаний;
  • Самоопределение к деятельности;
  • Закрепление;
  • Словарная работа;
  • Работа над упражнением из учебника;
  • Написание сочинений, изложений;
  • Рефлексия и т.д..

Сегодня квалификация учителя складывается из следующих компонентов:

 знание содержания предмета;

 владение современными методами проведения урока и контроля знаний;

 достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности, подразумевающий владение общедоступными программными средствами на  уровне грамотного пользователя, знание цифровых образовательных ресурсов и источников по предмету, умение отбирать их в соответствии с образовательной задачей, владение инструментами информационной среды ОУ, а также наличие навыков работы с таким периферийным оборудованием, как сканер, цифровая камера (фото и видео), цифровой микроскоп, проекционное оборудование. Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.

Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.

Учитель начальной школы во многом является более универсальным специалистом, чем любой другой работник образования, в число его задач входит и обучение чтению и письму, и формирование основ математических понятий, и представлений об окружающем мире. Кроме того, учитель начальной школы решает задачи формирования общеучебной и коммуникативной компетентности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011. – 00 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-022603-5.
  2. Портал “Российское образование”: www.edu.ru.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2014г. - М.: Эксмо, 2014.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках в начальной школе.

ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), ...

Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках в начальной школе.

ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), ...

Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе

В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках  в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний"....

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательно...

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательно...