Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках в начальной школе.
статья на тему
ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kompetentnost.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Парфенова Татьяна Сергеевна
ГБОУ школа №1987 г. Москва
учитель начальных классов
Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках
в начальной школе.
«Ребенок должен войти
в образование через
пространство
детской игры».
Академик А. Г. Асмолов
Современные средства, обеспечивающие образовательную деятельность ребенка, могут активно использовать ИКТ везде, где это целесообразно и оправдано.
Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:
∙ к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
∙ к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
∙ к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».
Например на уроках русского языка это может быть:
- Различные способы передачи;
- Источники информации и способы её поиска;
- Овладение квалифицированным клавиатурным письмом;
- Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере;
- Работа с мультимедиасообщениями.
Иностранный язык:
- Подготовка плана и тезисов сообщения;
- Выступление с сообщением;
- Создание небольшого текста на компьютере;
- Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки;
- Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
Математика и информатика:
- Работа с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами;
- Извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере);
- Объяснение, сравнение и обобщение информации;
- Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
Окружающий мир:
- Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ;
- Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ;
- Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете;
- Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Технология:
- Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы;
- Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы;
- Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Искусство:
- Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу;
- Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Использование ИКТ в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Использование мультимедийного оборудования на уроках позволяет сделать работу учителя более интересной, насыщенной, эстетически оформленной.
Использовать ИКТ можно на различных этапах урока:
- Объяснение нового материала;
- Актуализация знаний;
- Самоопределение к деятельности;
- Закрепление;
- Словарная работа;
- Работа над упражнением из учебника;
- Написание сочинений, изложений;
- Рефлексия и т.д..
Сегодня квалификация учителя складывается из следующих компонентов:
∙ знание содержания предмета;
∙ владение современными методами проведения урока и контроля знаний;
∙ достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности, подразумевающий владение общедоступными программными средствами на уровне грамотного пользователя, знание цифровых образовательных ресурсов и источников по предмету, умение отбирать их в соответствии с образовательной задачей, владение инструментами информационной среды ОУ, а также наличие навыков работы с таким периферийным оборудованием, как сканер, цифровая камера (фото и видео), цифровой микроскоп, проекционное оборудование. Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.
Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.
Учитель начальной школы во многом является более универсальным специалистом, чем любой другой работник образования, в число его задач входит и обучение чтению и письму, и формирование основ математических понятий, и представлений об окружающем мире. Кроме того, учитель начальной школы решает задачи формирования общеучебной и коммуникативной компетентности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
- Формирование ИКТ-компетентности младших школьников : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011. – 00 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-022603-5.
- Портал “Российское образование”: www.edu.ru.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2014г. - М.: Эксмо, 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».
Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Методическая разработка для учителей 1-х классов...
Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках в начальной школе.
ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), ...
Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках в начальной школе.
ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), ...
Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе
В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний"....
Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательно...
Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС
Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательно...