Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
статья (4 класс) по теме
Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе с курсов ОРКСЭ. Написали - отличное эссе, зачёт.
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Я работаю по программе «Перспективная начальная школа». На мой взгляд, программа по Окружающему миру, Литературному чтению 2-3 классов хорошо готовит детей к новому предмету. Разделы и темы, которые будут затрагиваться в 4ом классе (о России, об этике и морали, о ценности семьи и др.), уже обсуждались на примерах литературных произведений в разделах «Настоящее и ненастоящее богатство», «Точка зрения», по предмету Окружающий мир дети с удовольствием составляли свою родословную, подключив всю семью к этой работе. Это все, несомненно, уже является опорой развития познавательного интереса для дальнейшего, более детального и углубленного изучения.
Проведение традиционных уроков с использованием мультимедийного экрана позволяет, пользуясь интернетом, посмотреть фрагменты фильмов или мультфильмов, картин, прослушивание музыки, песен по теме уроков.
Такие нетрадиционные формы как урок-презентация можно использовать по многим темам. Например, тема «Добро и зло». Можно предложить детям на примерах русских народных сказок, рассказов Л.Н. Толстого и других произведений по выбору детей подготовить к уроку рисунки, рассказать, как они понимают эти два понятия, «презентовать» подготовленную тему различными способами – пантомимой, танцем, песней, декламацией.
Урок-семинар можно провести по теме «Что значит «быть нравственным» в наше время. Опираясь на лексическое значение слова «нравственность» предложить детям вспомнить примеры из своего опыта общения, из опыта наблюдения за поступками и проступками своих одноклассников, членов своей семьи, сделать выводы, какие из них подходят к понятию, какие - нет.
По теме «Этика и ее значение в жизни человека» возможна сюжетно-ролевая игра по предложенным ситуациям общения в различных местах с разными людьми. Удобно использовать групповую форму работы, предложить разыграть ситуации «просьба, приветствие, прощание, разговор по телефону, у врача, в магазине, замечание, написание писем» и др. Обсудить, кому удалось привести примеры общения, соответствующие этическим нормам, какие были ошибки, как исправить их.
Интересная тема «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти». Заранее приготовленные инсценировки, сообщения, использование фото и видеоматериалов, приглашение родителей к участию в инсценировках значительно повысит интерес к теме.
А вот по теме «Джентльмен и леди» можно провести урок в форме «пресс-конференции», заранее пригласив представителей различного возраста: старшеклассников, пап и мам, бабушек и дедушек, - приготовив вопросы для них, касающиеся выбора поведения в той или иной ситуации общения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, детей и родителей, внуков и бабушек-дедушек. Думаю, что ответы разных возрастных категорий в сравнении заставят задуматься, объяснить спорные моменты, покажут, как надо вести себя по отношению друг к другу.
Для темы, касающейся образов русских богатырей, можно приготовить виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, рассмотреть картину «Богатыри» В. Васнецова. У нас есть замечательный диск по коллекции музея, где возможны дополнительные функции для выделения фрагментов картины, получения информации описания картин, увеличения, соответственно картине фоном звучит классическая музыка, отражающая настроение картины. Благодаря наличию данного диска можно применять эту форму работы и для других тем. В коллекции представлены не только картины, но и скульптурные композиции, которые можно рассматривать с разных сторон, рассматривая детали, помогающие полнее понять замысел автора.
Использование творческих заданий на уроках позволит так же
повысить интерес учащихся к предмету,
дает возможность проявиться творческим способностям учащихся;
развивает речь и умение отстаивать собственное мнение.
Составление кроссворда по теме, использование его для контроля знаний других учащихся, сочинение сказки или стихотворения по теме, рисунки, лепка – всё это разнообразит работу и, без сомнения, заинтересовывает школьников.
Проектная деятельность по темам уроков ОРКСЭ тоже поможет полнее раскрыться личности ребенка, заинтересовать других. Проекты возможны по любой понравившейся теме. Метод проектно-исследовательской деятельности детям уже знаком к 4 классу, использовался и раньше на различных уроках. Поэтому здесь остается только выбор учеником темы для более глубокого изучения и подготовки к презентации своей работы.
Внеклассные мероприятия – посещение музеев, театров, кинотеатров, тематических вечеров, выставок, праздников могут быть приурочены к различным темам, и хорошо, что есть возможность еще 1 часа в неделю для обсуждения проведенных мероприятий, да еще с опорой на учебные пособия курса ОРКСЭ.
Родители могут оказать большую помощь в подборе теоретического, практического, наглядного материала к урокам. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. Детям очень нравится, когда родители активно участвуют в учебной и внеучебной деятельности, это тоже способствует тому, чтобы повысить познавательный интерес к изучаемому курсу.
Все, описанное в моей работе, станет эффективно для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности. Конечно, не возможно здесь привести все формы и методы, все творческие идеи мои и детей, которые используются и сейчас, и обязательно появятся новые в ходе работы. Но даже, если использовать то, о чем написано в моей работе, повысит интерес учащихся к курсу ОРКСЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"
Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...
Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»
Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе "Основы религиозных культур и светской этики."
Особенности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики."...
« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на регулятивный, но ...
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ....
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.
Огромная роль познавательного интереса в образовательном процессе обучения учащихся - жизненно- необходимый фактор становления личности ....
методика развития познавательного интереса учащихся
методика развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...