Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов
методическая разработка (3 класс) по теме
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. У меня, как и у любого учителя свои методические подходы, приёмы, которые позволяют мне успешно проводить уроки. При подготовке и планировании урока осуществляю целый комплекс действий, решаю психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_priyomy.doc | 786 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов
коррекционной школы VIII вида.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. У меня, как и у любого учителя свои методические подходы, приёмы, которые позволяют мне успешно проводить уроки. При подготовке и планировании урока осуществляю целый комплекс действий, решаю психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
Учитываю особенности класса:
* уровень успеваемости,
* отношение к предмету,
* темп работы,
* подготовленность учащихся,
* отношение к дисциплине,
* индивидуальные особенности.
На своих уроках я применяю разные виды работ и разноуровневые задания .
Для индивидуальной работы я предлагаю детям задания по карточкам, которые ориентированы на каждого ученика. При этом я имею возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к обучению.
Успешное выполнение заданий по таким картам создаёт ситуацию успеха, повышает учебную мотивацию и положительно влияет на весь учебный процесс.
2 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1 | 1 | 5 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | 1 | 6 | 5 | 2 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1 | 1 | 7 | 6 | 2 | 2 | 6 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 1 | 8 | 7 | 2 | 2 | 7 | 6 | 3 | 3 | 6 | 5 | 4 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 1 | 1 | 9 | 8 | 2 | 2 | 8 | 7 | 3 | 3 | 7 | 6 | 4 | 4 | 6 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+2=11 | 8+3=11 | 7+4=11 | 6+5=11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+3=12 | 8+4=12 | 7+5=12 | 6+6=12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+4=13 | 8+5=13 | 7+6=13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+5=14 | 8+6=14 | 7+7=14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+6=15 | 8+7=15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+7=16 | 8+8=16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+8=17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9+9=18 |
1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 5 | 1 | 6 | 1 | 7 | 1 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | / | \ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 2 | 9 | 3 | 9 | 4 | 9 | 5 | 9 | 6 | 9 | 7 | 9 | 8 | 9 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 8 | | 3 | | 8 | | 4 | | 8 | | 5 | | 8 | | 6 | | 8 | | 7 | | 8 | | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 7 | | 4 | | 7 | | 5 | | 7 | | 6 | | 7 | | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6 | | 5 | | 6 | | 6 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | |||||||||||||||||
9 | 2 | 8 | 3 | 7 | 4 | 6 | 5 | |||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | / | \ | |||||||||||||||||
9 | 3 | 8 | 4 | 7 | 5 | 6 | 6 | |||||||||||||||||
1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | |||||||||||||||||||
9 | 4 | 8 | 5 | 7 | 6 | |||||||||||||||||||
1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | / | \ | |||||||||||||||||||
9 | 5 | 8 | 6 | 7 | 7 | |||||||||||||||||||
1 | 5 | 1 | 5 | |||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | |||||||||||||||||||||
9 | 6 | 8 | 7 | |||||||||||||||||||||
1 | 6 | 1 | 6 | |||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | |||||||||||||||||||||
9 | 7 | 8 | 8 | |||||||||||||||||||||
1 | 7 | 1 | 8 | |||||||||||||||||||||
/ | \ | / | \ | |||||||||||||||||||||
9 | 8 | 9 | 9 |
1 дес. + 1 ед. = 11 1 дес. + 6 ед. = 16
10 + 1 = 11 10 + 6 = 16
1 дес. + 2 ед. = 12 1 дес. + 7 ед. = 17
10 + 2 = 12 10 + 7 = 17
1 дес. + 3 ед. = 13 1 дес. + 8 ед. = 18
10 + 3 = 13 10 + 8 = 18
1 дес. + 4 ед. = 14 1 дес. + 9 ед. = 19
10 + 4 = 14 10 + 9 = 19
1 дес. + 5 ед. = 15 1 дес. + 1 дес. = 2 дес.
10 + 5 = 15 10 + 10 = 20
_____________________________________________________________________________
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Мои ученики с интересом выполняют задания «Исправь ошибку». Уроки оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п.
Мною изготовлен демонстрационный, счетный материал, который помогает активизировать познавательную активность учащихся на уроке. К примеру, дети очень любят собирать яблоки или грибочки с примерами в корзины или подбирать пример к числу, написанному на корзине.
У нас есть возможность срывать эти яблоки прямо с деревьев.
Для закрепления пройденного материала можно придумать несколько вариантов игры:
Так же можно провести игру по изучению состава числа, где гриб с числами 2 и 3 отправится в корзину с числом 5, яблоко с числами 7 и 2 – в корзину с числом 9.
Включаю в урок дидактические игры и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Очень нравится моим ученикам, когда на уроках я использую элементы театрализации. Легко перевоплотиться в различных животных нам помогают маски.
Их я использую при:
- проведении устного счета;
- разыгрывании задач по математике;
- проведении физкультминуток.
Свои уроки я начинаю с аутотренинга: Думай о себе: «Я – умный, способный; я преодолею любые трудности; у меня все получится».
В начале учебного дня дети, заходя в класс, сразу срывают яблоко с дерева, выбирая его по цветовой гамме, кладут себе на стол. Таким образом, я вижу с каким настроением пришёл ученик в школу, и если есть проблемы стараюсь их в течение дня обсудить и решить с ребёнком. Данная диагностика психоэмоционального состояния ребёнка продолжается в течение всего дня.
Воспитатель продолжает работу по диагностированию настроения детей во второй половине дня. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с воспитателем.
Эффективность любого урока прежде всего зависит от самого педагога, от его стремления помочь каждому ученику преодолеть трудности, поверить в свои силы, от его умения из многообразия форм, методов и приемов выбрать те, которые наиболее результативны в коррекционно-развивающем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"
Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...
Формирование познавательного интереса у учащихся младших классов (статья)
Статья - это обобщение опыта по теме: "Формирование познавательного интереса у учащихся младших классов". В статье описываются факторы, способствующие формированию познавательного ин...
Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.
Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....
Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.
Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....
Исследование игры как эффективного средства развития познавательных интересов детей с нарушением интеллекта
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового ...
Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...
Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...