Мастер- класс "Познаём играя"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кузнецова Галина Михайловна

Использование ролевой игры на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Познаём играя"21.03 КБ
Файл master-klass.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс « Познаём, играя!»

 (использование  ролевой игры на уроках и во внеурочное время)

Кузнецова Галина Михайловна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ№2 с. Обшаровка

Пояснительная записка

Мастер-класс «Использование ролевой игры на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Цель:

• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Задачи:

• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов интерактивного обучения;

• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при организации игрового обучения;

• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Оборудование: раздаточный материал для участников мастер-класса.

1. Добрый день, уважаемые  коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

-      Поговорим?

-      О чём?

-      О разном и о прочем.

-      О том, что хорошо.

-      И хорошо не очень.

-      Чего-то знаешь ты.

-      А что-то мне известно.

-      Поговорим?

-      Поговорим.

Вдруг будет интересно...

Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм, (учителям предлагаются сладкие изюминки на вкус) а я поделюсь с большим удовольствием своими изюминками в работе.

2. Актуализация мастер-класса.

За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Действительно в наших руках.

 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Сегодня мы поговорим о ролевых играх на уроках и во внеурочное время.

Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Пример:

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то  он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Также использую игровые технологии  в форме ролевых игр, и на определённом этапе урока, и во внеклассной работе: инсценирование, урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН.

Театральные паузы.
Все хорошие стихи для детей, как правило, - небольшие ситуативные пьесы. Их можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства выразительности речи.
 

Например: 
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)
Можно предложить обыграть это четверостишие в каком – либо из жанров: драма, или прочитать с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо и т.д.

В четвёртом классе проводила классный час на тему: «Что такое гражданство?»  Ребята отвечали на вопросы: Что надо для того, чтобы стать гражданином России? Какой документ удостоверяет гражданство РФ? В конце занятия мы разыграли моментальный спектакль «Как заяц паспорт получал?» Сейчас мы с вами его разыграем.

Инсценировка «Как Заяц паспорт получал» (моментальный спектакль)

Действующие лица:

Волк-паспортист – «С получением паспорта Вас. На фото вы вышли ужасно»

Медведь – «Я первый! Никого не пропущу!»

Кабан – «Ну когда же?»

Бобр – «Во, ребята, вы попали!»

Лисица – «Что вы, это не я!»

Заяц – «Что же делать? Кто поможет?»

Однажды в лесу пролетела молва,

Что жителям всем выдают паспорта,

Что Волк-паспортист по законам лесным

Вручит документы собратьям своим.

  В  этот день у кабинета ВОЛКА образовалась очередь. Первым явился  МЕДВЕДЬ. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил…  За ним подскочил КАБАН. В томительном ожидании он начал рыть землю  своим рылом прямо там, где стоял, и всё приговаривал…  За кабаном занял очередь БОБЁР. Он всем улыбался и показывал свои белые и здоровые  зубы, твердя…   За бобром заняла очередь ЛИСИЦА. Своим большим животом она постоянно  толкала впереди стоящего и тут же восклицала… Так образовалась большая очередь, но не было в ней ЗАЙЦА. Он неподалёку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами уши, и в ужасе повторял…  А в это время ВОЛК-ПАСПОРТИСТ начал вручать паспорта.

  Первым вошёл МЕДВЕДЬ и сказал …  ВОЛК вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил … Только  МЕДВЕДЬ вышел с паспортом, как к нему подлетел  ЗАЯЦ – трясётся весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, т.к. боится, что Волк его съест.  МЕДВЕДЬ отрицательно качает головой, мол, иди сам.  ЗАЯЦ опять заметался со словами…

    (далее аналогично с КАБАНОМ, БОБРОМ, ЛИСИЦЕЙ)

  Вот и ЛИСА ЗАЙЦУ отказала. Делать нечего – нужно идти к ВОЛКУ самому. Опустил ЗАЯЦ голову низко: от судьбы не уйдёшь. Заходит он к ВОЛКУ, дрожит, как осиновый лист и срывающимся голосом произносит …  А ВОЛК-паспортист и глазом не моргнул (он ведь при исполнении), вручил ЗАЙЦУ паспорт, пожал лапу и поздравил … ЗАЯЦ от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и волк не съел.

Суть же сказки такова:

Чтобы паспорт получить,

К паспортисту в отделенье

Нужно самому сходить!

На уроках литературного чтения  работая над рассказами о лентяях и лени а также на классных часах можно разыграть моментальный спектакль посвящённый учёбе, школе.

Действующие лица и их реплики:

Ученик — «А я чё? Я ничё…»
Учеба – «Никуда я от вас не денусь!»
Лень — матушка — «Отдохнуть бы не мешало!»
Директор школы – «Что здесь происходит?»
Руководитель классный – «Они у меня хорошие!»
Завуч школы – «Оставлю на второй год!»
Учителя (все остальные) – «Хорош дурака валять!»
Ведущий читает текст, как только он называет героя сценки, тот произносит свою реплику.
Текст ведущего:

Учился в одной школе УЧЕНИК… И вроде бы хорошо шла у него УЧЕБА…, да обуяла УЧЕНИКА… ЛЕНЬ-МАТУШКА… Первым забеспокоился ДИРЕКТОР ШКОЛЫ… А УЧЕНИК ему… Все потому, что нашептывала ему на ушко ЛЕНЬ-МАТУШКА… ДИРЕКТОР ШКОЛЫ… вызвал к себе РУКОВОДИТЕЛЯ КЛАССНОГО… и отругал его за плохую УЧЕБУ… УЧЕНИКА. РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ… пошел к УЧЕНИКУ… Да только тому по-прежнему шепчет ЛЕНЬ-МАТУШКА… Тогда РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ… вызвал ЗАВУЧА ШКОЛЫ… Пошли ЗАВУЧ ШКОЛЫ… и РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ… к ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ… И решили они провести собрание. Пригласили остальных УЧИТЕЛЕЙ.., потому что любое дело в коллективе лучше решаемо. Вызвали УЧЕНИКА… и говорят ему: «Посмотри на свою УЧЕБУ… А УЧЕНИК им… А ЛЕНЬ-МАТУШКА ему… А УЧИТЕЛЯ… УЧЕНИКУ… И хотела утихомирить их ЛЕНЬ-МАТУШКА…, да только громко крикнул ДИРЕКТОР ШКОЛЫ…, затем выступил РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ …, потом добавил ЗАВУЧ ШКОЛЫ… После чего в спор вступили УЧИТЕЛЯ… На что УЧЕНИК ответил… В общем, понял УЧЕНИК…, что как бы ни соблазняла его ЛЕНЬ-МАТУШКА…, трудиться все равно придется. УЧЕБА есть УЧЕБА…



Предварительный просмотр:

Мастер-класс « Познаём, играя!»

 (использование  ролевой игры на уроках и во внеурочное время)

Кузнецова Галина Михайловна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ№2 с. Обшаровка

Пояснительная записка

Мастер-класс «Использование ролевой игры на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Цель:

• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Задачи:

• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов интерактивного обучения;

• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при организации игрового обучения;

• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Оборудование: раздаточный материал для участников мастер-класса.

1. Добрый день, уважаемые  коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

-      Поговорим?

-      О чём?

-      О разном и о прочем.

-      О том, что хорошо.

-      И хорошо не очень.

-      Чего-то знаешь ты.

-      А что-то мне известно.

-      Поговорим?

-      Поговорим.

Вдруг будет интересно...

Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм, (учителям предлагаются сладкие изюминки на вкус) а я поделюсь с большим удовольствием своими изюминками в работе.

2. Актуализация мастер-класса.

За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Действительно в наших руках.

 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Сегодня мы поговорим о ролевых играх на уроках и во внеурочное время.

Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Пример:

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то  он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Также использую игровые технологии  в форме ролевых игр, и на определённом этапе урока, и во внеклассной работе: инсценирование, урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН.

Театральные паузы.
Все хорошие стихи для детей, как правило, - небольшие ситуативные пьесы. Их можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства выразительности речи.
 

Например: 
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)
Можно предложить обыграть это четверостишие в каком – либо из жанров: драма, или прочитать с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо и т.д.

В четвёртом классе проводила классный час на тему: «Что такое гражданство?»  Ребята отвечали на вопросы: Что надо для того, чтобы стать гражданином России? Какой документ удостоверяет гражданство РФ? В конце занятия мы разыграли моментальный спектакль «Как заяц паспорт получал?» Сейчас мы с вами его разыграем.

Инсценировка «Как Заяц паспорт получал» (моментальный спектакль)

Действующие лица:

Волк-паспортист – «С получением паспорта Вас. На фото вы вышли ужасно»

Медведь – «Я первый! Никого не пропущу!»

Кабан – «Ну когда же?»

Бобр – «Во, ребята, вы попали!»

Лисица – «Что вы, это не я!»

Заяц – «Что же делать? Кто поможет?»

Однажды в лесу пролетела молва,

Что жителям всем выдают паспорта,

Что Волк-паспортист по законам лесным

Вручит документы собратьям своим.

  В  этот день у кабинета ВОЛКА образовалась очередь. Первым явился  МЕДВЕДЬ. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил…  За ним подскочил КАБАН. В томительном ожидании он начал рыть землю  своим рылом прямо там, где стоял, и всё приговаривал…  За кабаном занял очередь БОБЁР. Он всем улыбался и показывал свои белые и здоровые  зубы, твердя…   За бобром заняла очередь ЛИСИЦА. Своим большим животом она постоянно  толкала впереди стоящего и тут же восклицала… Так образовалась большая очередь, но не было в ней ЗАЙЦА. Он неподалёку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами уши, и в ужасе повторял…  А в это время ВОЛК-ПАСПОРТИСТ начал вручать паспорта.

  Первым вошёл МЕДВЕДЬ и сказал …  ВОЛК вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил … Только  МЕДВЕДЬ вышел с паспортом, как к нему подлетел  ЗАЯЦ – трясётся весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, т.к. боится, что Волк его съест.  МЕДВЕДЬ отрицательно качает головой, мол, иди сам.  ЗАЯЦ опять заметался со словами…

    (далее аналогично с КАБАНОМ, БОБРОМ, ЛИСИЦЕЙ)

  Вот и ЛИСА ЗАЙЦУ отказала. Делать нечего – нужно идти к ВОЛКУ самому. Опустил ЗАЯЦ голову низко: от судьбы не уйдёшь. Заходит он к ВОЛКУ, дрожит, как осиновый лист и срывающимся голосом произносит …  А ВОЛК-паспортист и глазом не моргнул (он ведь при исполнении), вручил ЗАЙЦУ паспорт, пожал лапу и поздравил … ЗАЯЦ от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и волк не съел.

Суть же сказки такова:

Чтобы паспорт получить,

К паспортисту в отделенье

Нужно самому сходить!

На уроках литературного чтения  работая над рассказами о лентяях и лени а также на классных часах можно разыграть моментальный спектакль посвящённый учёбе, школе.

Действующие лица и их реплики:

Ученик — «А я чё? Я ничё…»
Учеба – «Никуда я от вас не денусь!»
Лень — матушка — «Отдохнуть бы не мешало!»
Директор школы – «Что здесь происходит?»
Руководитель классный – «Они у меня хорошие!»
Завуч школы – «Оставлю на второй год!»
Учителя (все остальные) – «Хорош дурака валять!»
Ведущий читает текст, как только он называет героя сценки, тот произносит свою реплику.
Текст ведущего:

Учился в одной школе УЧЕНИК… И вроде бы хорошо шла у него УЧЕБА…, да обуяла УЧЕНИКА… ЛЕНЬ-МАТУШКА… Первым забеспокоился ДИРЕКТОР ШКОЛЫ… А УЧЕНИК ему… Все потому, что нашептывала ему на ушко ЛЕНЬ-МАТУШКА… ДИРЕКТОР ШКОЛЫ… вызвал к себе РУКОВОДИТЕЛЯ КЛАССНОГО… и отругал его за плохую УЧЕБУ… УЧЕНИКА. РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ… пошел к УЧЕНИКУ… Да только тому по-прежнему шепчет ЛЕНЬ-МАТУШКА… Тогда РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ… вызвал ЗАВУЧА ШКОЛЫ… Пошли ЗАВУЧ ШКОЛЫ… и РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ… к ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ… И решили они провести собрание. Пригласили остальных УЧИТЕЛЕЙ.., потому что любое дело в коллективе лучше решаемо. Вызвали УЧЕНИКА… и говорят ему: «Посмотри на свою УЧЕБУ… А УЧЕНИК им… А ЛЕНЬ-МАТУШКА ему… А УЧИТЕЛЯ… УЧЕНИКУ… И хотела утихомирить их ЛЕНЬ-МАТУШКА…, да только громко крикнул ДИРЕКТОР ШКОЛЫ…, затем выступил РУКОВОДИТЕЛЬ КЛАССНЫЙ …, потом добавил ЗАВУЧ ШКОЛЫ… После чего в спор вступили УЧИТЕЛЯ… На что УЧЕНИК ответил… В общем, понял УЧЕНИК…, что как бы ни соблазняла его ЛЕНЬ-МАТУШКА…, трудиться все равно придется. УЧЕБА есть УЧЕБА…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер- классу "Игра в ПРИДУМКУ"

Аннотация к мастер классу "Игра в Придумку". Работу выполнила Аюдуллина А.А воспитатель ГПД (группы продленного дня) коррекционной школы VII вида г.Нефтеюганска ХМАО-Югра.Дидактический материал способ...

Мастер-класс "Игра и игровые приемы при работе с лексикой"

Мастер-класс "Игра и игровые приёмы при работе с лексикой"...

Мастер - класс "Играя, развиваем речь"

В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что в начальной школе мы обнаруживаем до 40 % у...

Мастер класс : "Игра как средство достижения планируемых результатов"

Данный мастер-класс включает в себя игровые приемы технологии ТРИЗ и не только...

Мастер - класс "Играя, учимся общаться"

Играя, мы общаемся и  передаём друг другу знания, опыт, обмениваемся мнениями и впечатлениями, делимся чувствами, открываем других людей и при этом лучше узнаём себя....

Мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся».

Участвуя во во Всероссийском конкурсе "Учитель года - 2017", мной был разработан мастер класс «Игра как одно из средств формирование    коммуникативных УДД у обучающихся...

мастер-класс «Игра как средство развития детей с нарушением зрения»

Игровая деятельность, ведущая в  детстве, не теряет своего значения и в первом  классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в ...