Эмоциональная комфортность на уроке
статья (3 класс) на тему

Мигунова Евгения Николаевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_komfortnost_na_uroke.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Чем выше уровень эмоционального комфорта на уроке,

тем больше шансов на успех в учёбе.
Л.В. Занков

        Какое сейчас время года? Покажите, что вы отогрелись и расслабились. Вам случайно попал на лицо лучик солнца, изобразите радость. Вы пришли веселые домой в предвкушении хорошей погоды. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня.

        Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроения перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. В. Ф.Шаталов утверждал, что для того чтобы работа была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

        Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Обратимся к словарю.

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н. М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий :

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

Источником психологической комфортности является:

положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

        Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

        Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.

        Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между учителем и учениками в этом возрасте: ученики рассказывают учителю о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями.

        Общение учителя со своими учениками представляет цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Особую роль здесь имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Любой предмет школьной программы уже содержит определенные основания для воспитательного воздействия, для духовных контактов, обстоятельного обмена мнениями, серьезного разговора о жизни.         

        Качество преподавания влияет на содержание урока, который может вылиться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, это имеет особое значение не только в формировании интереса к науке, но и в утверждении авторитета, уважения, любви и доверия к учителю. Но учитель нередко сталкивается с ситуацией, когда его предмет усваивается плохо. При этом обращается внимание на неспособность ученика к овладению предметом. Но процесс овладения предметом и расположение к учителю этого предмета взаимосвязаны и имеют одно общее основание - интерес общения. Наличие или отсутствие особых способностей лишь усиливает или снижает интерес общения.

        Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание содержательности, глубине науки и методике преподавания. Любой школьный предмет для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Для поддержания интереса к уроку, его развития учителю необходимо разнообразить формы урока. Например, лекция, семинар, диспут, пресс-конференция, экскурсия, зачет, конкурс, деловая игра. Всё это можно найти в самой жизни, в многообразных формах взаимоотношений людей. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя.

        Урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, необычайно сложно.

        Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному. Когда же учащиеся индифферентны к предмету беседы, то эффективнее будет обратный порядок преподнесения материала - от самого интересного к менее интересному. Овладеть вниманием воспитанников может помочь и действие феномена психической заразительности. Замечено, что люди, собираясь вместе, обладают способностью поддаваться реакции других людей.

        Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.

        В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные игры, фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Учитель не должен пренебрегать психологическими особенностями формирования интереса: избегая монотонности, не уходить в крайность, превращая урок в "гонку с преследованием”, где каждая минута занята напряженным умственным трудом; урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья. Дети должны быть заняты, будь это игра или работа.

        Учителю надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть от старого логического хода, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п. Важно, чтобы переход от одного вида работы к другому на уроке не был резким, чтобы не звучала        угроза поставить двойку за невнимание. Не должно быть никакой вялости и тягучести. Это требует от учителя определённого напряжения, поскольку приходится учитывать возможности каждого из учеников класса и всех их вместе. Почувствовав усталость ребят, увидев, что не все ученики могут следовать заданному темпу общения, учителю следует плавно сменить его. Умело заданный темп, его переходы в общении во многом способствуют повышению заинтересованности учащихся.

        Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как "царство произвольности, свободы и воображения”, где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются "мнимые ситуации” и происходит "иллюзорная реализация нереализуемых желаний”. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения.

        В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  • игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
  • в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

        Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.

        Требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, и это сказывается в общении. Некоторые замечания, направленные на поддержание делового общения, уместно произносить прямо на уроке в присутствии класса, если только тот или иной поступок может быть соотнесен и с кем-либо другим из класса. В этом случае хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш.

        В общении с классом или группой учащихся на учебных занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Чаще других возникает ситуация, когда при объяснении урока одному-двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание. Нередко учитель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять одно и то же несколько раз. Хорошие, добрые слова, как ему кажется, не доходят до этого ученика, и учитель срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить объяснение без помех, но уже без энтузиазма. Урок скомкан, у учителя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у учеников – недоумение, напряженность, скованность, тревожность.

        "Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений”, – писал В.А.Сухомлинский. Сдержанность – важное психологическое свойство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию таких эмоций и чувств, как гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение и др. Управление эмоционально-волевой сферой – это умение заранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, исключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрицательных эмоций в положительные. Настроение как устойчивое общее эмоциональное состояние играет важную роль в процессе деятельности. Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

        Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.

        В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать учителю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.

        Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.

Урок –зона психологического комфорта

Принципы психологического комфорта

οУчеба должна давать детям радость

οУчеба должна протекать на фоне положительных эмоций

οУчеба должна исключать психотравмирующие ситуации

Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт на уроке

Учитель,ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика

А.А. Ухтомский

        Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить обучающихся, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

        Здравствуйте! Этим словом принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга.

Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.

1. «Комплимент»

Педагог: Что такое комплимент!? Для чего нужны комплименты? В каких случаях  их говорят? Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей)

Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!         

        А теперь  скажите друг другу комплимент,

чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим теплом.

2. «Улыбка»

Педагог: Какой сегодня день? Хмурый пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 А  знаете, как можно улучшить настрое ние?- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я да рю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие  солнечные, лучистые улыбки, что, глядя  нa  них, ярче становится день и на душе теп леет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с  вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

3. Приветствие «Давайте поздороваемся».

 Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со все ми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила:

один хлопок ведущего  здороваются за руку

два хлопка - здорова ются плечами

 три хлопка - здороваются спинами

4.«Мы  вместе»

Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг дру гу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоро вы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше ... (перечис ляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

5.«Дружба»

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в цен тре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз  «Один за всех и все за одного».

6.Удивление

Педагог:

Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.)

А я    сегодня  удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково

здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте ,которая нас окружает.

Дети приветствуют друг друга  и говорят  до6рые пожелания.

        Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и « я» сообщение.

«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).

«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.

Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать?

Ответы( я-сообщение):  « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», « Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…

        Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
        В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиа проектором, а также сети Интернет.
        В современном понимании, наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
        Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Необходимо предложить детям различные формы двигательной активности. Данная  проблема  в наши дни выросла до глобальных размеров.

В детстве мозг ребёнка не развивается отдельно от его тела. Физическое развитие идёт параллельно, в тесном взаимодействии с психическим развитием. Поэтому чрезвычайно важно предоставлять ребёнку свободу движений, делать с ним как можно больше упражнений.

Научные исследования психологов доказывают прямую зависимость реализации интеллектуального потенциала ребёнка от времени и усилий, затраченных на двигательную активность.

Упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век. Так как релакс – аутогенная терапия, она снимает физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение учащихся. Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление мышц, затем на напряжение, при этом веки закрыты. Обзор глазами точек с предметом располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первых трёх уроках достаточно по 2-3 физминутки (исходя из особенностей класса, потребностей учеников). На 4 уроке – 3 физминутки.

Динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на весь организм детей. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Необходимо подбирать упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер (на развитие творческого мышления, воображения, фантазии и памяти).

В релаксационных упражнениях формируются умения расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы. Регулярное выполнение релаксационных техник развивает у учащихся способность оценивать своё психоэмоциональное состояние, корректировать его, вырабатывать навыки адекватного поведения, позволяет обрести уверенность в себе.

Очень эффективны упражнения ИГРОТРЕНИНГА, направленные на организацию учебного процесса. Описание упражнений можно найти в методическом пособии А. Г. Назаровой «ИГРОТРЕНИНГ», Типография ОФТ, СПб.

Важно помнить, что этот урок - не единственный. Следующий урок дети должны встретить также в полной «боевой готовности» без ущерба для своего психологического и физического здоровья.

Динамика работоспособности ученика.

Дети младшего школьного возраста быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

Первая фаза работоспособности – это ВРАБАТЫВАНИЕ, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5 -7 минут).

Вторая фаза – фаза ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (15 – 20 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах.

Третья фаза работоспособности – КОМПЕНСИРОВАННОГО, то есть ПРЕОДОЛЕВАЕМОГО УТОМЛЕНИЯ. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.

На завершающем этапе урока перед учителем встаёт сразу несколько задач:

  • систематизировать знания учащихся, подвести итог урока;
  • помочь ученикам проанализировать свою работу и настроение на уроке;
  • свести к минимуму напряжение и утомление и от урока, создавая тем самым благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Создание ситуации успеха.

Важна на уроке и мотивация успешности, которая формируется и развивается  в ситуации успеха. Для этого необходимо:

  • Создание ситуации доверия через приём «поглаживания».

- Молодец, умница!

  • Снятие чувства страха («право на ошибку»).

- Ничего страшного, если у тебя не получится, мы все ошибаемся...

  • Привлечение внимания.

- Я думаю, лучше делать так ...., а вы как думаете?

  • Провозглашение достоинств.

- У тебя всё получится так как ...

  • Повышение самооценки, уверенности в себе:

- Это нам необходимо, только ты сможешь это сделать ...

  • Педагогическое внушение.

- Я уверена, что ты сможешь, справишься ...

  • Педагогическая оценка.

- Молодец, всё сделал ...

- У тебя всё получилось ...

- Хорошо, ты справился ...

  • Аргументация.

Важно обязательно озвучивать качества, за которые ребёнок достоин похвалы, а за которые осуждения, при этом  критические замечания стараться делать конфиденциально. Ребёнок должен сам знать, за что его ценят и уважают и это должны знать те дети, с которыми он общается в учебной ситуации.

Ситуация успеха помогает обучающимся:

·         повысить мотивацию учения и развивать познавательные интересы, почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

·         стимулирует к высокой результативности труда;

·         корректировать личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

·         развивать инициативность, креативность, активность;

·         поддерживать в классе благоприятный психологический климат.

С целью создания ситуации успеха на  уроке рекомендуется использовать следующие моменты:

1.     Авансирование успешного результата. Учителю выражает свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате!» - говорит учитель обучающемуся перед началом выполнения даже самого сложного задания.

2.     Снятие страха. Несколько подбадривающих слов помогают обучающемуся преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили» - такие ободряющие слова творят просто чудеса!

3.     Персональная исключительность – обозначает важность усилий обучающегося в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

4.     Скрытое инструктирование обучающегося в способах и формах совершения деятельности  помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

5.     Внесение мотива показывает обучающемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

6.     Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

7.     Высокая оценка детали  помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

        Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния (в начале урока и в конце деятельности)

– рефлексия деятельности (при проверке домашнего задания, защите творческого проекта)

– рефлексия содержания учебного материала (в конце урока)

        Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А.С. Макаренко. «Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса.» (А.В. Макаренко)

         Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: 

- «Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.

-  Использовать цветограмму настроения (таблица Блюма?)

-  Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).

-   Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока.                (0-равнодушие, стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).  

- «Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось….  

- Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).

- Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.

И многое другое…

«Ничто не стоит учителю так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей»

Советы

  • Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
  • Будьте терпеливы!
  • Внушайте каждому веру в свои силы.
  • Учитесь создавать ситуацию успеха.
  • Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.

Помните и никогда не забывайте!!!

  • Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение
  • Самый приятный звук для  человека –  это его имя.
  •  Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
  • Не сравнивайте успехи отдельных учащихся
  •  Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
  •  Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя

Удачи вам, уважаемые учителя!

Добрые, скромные и деловые.

Капитаны на мостике корабля.

Удачи вам, дебютанты и асы,

Удачи! Особенно по утрам,

Когда вы входите

в школьные классы,

Одни — как в клетку,

другие — как в храм

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград: Учитель, 2008 .

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

6. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа, 2004

7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//

Чем выше уровень эмоционального комфорта на уроке,

тем больше шансов на успех в учёбе.
Л.В. Занков

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Обратимся к словарю.

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н. М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий :

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

Источником психологической комфортности является:

положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

        Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

                Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему.

        Общение учителя со своими учениками представляет цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов.

        Качество преподавания влияет на содержание урока, который может вылиться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, это имеет особое значение не только в формировании интереса к науке, но и в утверждении авторитета, уважения, любви и доверия к учителю.

        Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание содержательности, глубине науки и методике преподавания. Для поддержания интереса к уроку, его развития учителю необходимо разнообразить формы урока. Например, лекция, семинар, диспут, пресс-конференция, экскурсия, зачет, конкурс, деловая игра. Всё это можно найти в самой жизни, в многообразных формах взаимоотношений людей. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя.

        Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы.

        Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.

        В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные игры, фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Учитель не должен пренебрегать психологическими особенностями формирования интереса: избегая монотонности, не уходить в крайность, превращая урок в "гонку с преследованием”, где каждая минута занята напряженным умственным трудом; урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья. Дети должны быть заняты, будь это игра или работа.

        Учителю надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть от старого логического хода, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п. Важно, чтобы переход от одного вида работы к другому на уроке не был резким. Не должно быть никакой вялости и тягучести. Это требует от учителя определённого напряжения, поскольку приходится учитывать возможности каждого из учеников класса и всех их вместе. Почувствовав усталость ребят, увидев, что не все ученики могут следовать заданному темпу общения, учителю следует плавно сменить его. Умело заданный темп, его переходы в общении во многом способствуют повышению заинтересованности учащихся.

        Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.).

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  • игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
  • в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

        Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.

        Требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, и это сказывается в общении.

        В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер.

        Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.

Урок –зона психологического комфорта

Принципы психологического комфорта

οУчеба должна давать детям радость

οУчеба должна протекать на фоне положительных эмоций

οУчеба должна исключать психотравмирующие ситуации

Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт на уроке

Учитель,ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика

А.А. Ухтомский

        Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить обучающихся, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

        Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и « я» сообщение.

«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).

«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

        Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
        В современном понимании, наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
        Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Необходимо предложить детям различные формы двигательной активности. Данная  проблема  в наши дни выросла до глобальных размеров.

В детстве мозг ребёнка не развивается отдельно от его тела. Физическое развитие идёт параллельно, в тесном взаимодействии с психическим развитием. Поэтому чрезвычайно важно предоставлять ребёнку свободу движений, делать с ним как можно больше упражнений.

Научные исследования психологов доказывают прямую зависимость реализации интеллектуального потенциала ребёнка от времени и усилий, затраченных на двигательную активность.

Упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век. Так как релакс – аутогенная терапия, она снимает физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение учащихся. Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление мышц, затем на напряжение, при этом веки закрыты. Обзор глазами точек с предметом располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первых трёх уроках достаточно по 2-3 физминутки (исходя из особенностей класса, потребностей учеников). На 4 уроке – 3 физминутки.

Динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на весь организм детей. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Необходимо подбирать упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер (на развитие творческого мышления, воображения, фантазии и памяти).

В релаксационных упражнениях формируются умения расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы. Регулярное выполнение релаксационных техник развивает у учащихся способность оценивать своё психоэмоциональное состояние, корректировать его, вырабатывать навыки адекватного поведения, позволяет обрести уверенность в себе.

Важно помнить, что этот урок - не единственный. Следующий урок дети должны встретить также в полной «боевой готовности» без ущерба для своего психологического и физического здоровья.

Динамика работоспособности ученика.

Дети младшего школьного возраста быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

Первая фаза работоспособности – это ВРАБАТЫВАНИЕ, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5 -7 минут).

Вторая фаза – фаза ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (15 – 20 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах.

Третья фаза работоспособности – КОМПЕНСИРОВАННОГО, то есть ПРЕОДОЛЕВАЕМОГО УТОМЛЕНИЯ. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.

На завершающем этапе урока перед учителем встаёт сразу несколько задач:

  • систематизировать знания учащихся, подвести итог урока;
  • помочь ученикам проанализировать свою работу и настроение на уроке;
  • свести к минимуму напряжение и утомление и от урока, создавая тем самым благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Создание ситуации успеха.

Важна на уроке и мотивация успешности, которая формируется и развивается  в ситуации успеха. Для этого необходимо:

  • Создание ситуации доверия через приём «поглаживания».

- Молодец, умница!

  • Снятие чувства страха («право на ошибку»).

- Ничего страшного, если у тебя не получится, мы все ошибаемся...

  • Привлечение внимания.

- Я думаю, лучше делать так ...., а вы как думаете?

  • Провозглашение достоинств.

- У тебя всё получится так как ...

  • Повышение самооценки, уверенности в себе:

- Это нам необходимо, только ты сможешь это сделать ...

  • Педагогическое внушение.

- Я уверена, что ты сможешь, справишься ...

  • Педагогическая оценка.

- Молодец, всё сделал ...

- У тебя всё получилось ...

- Хорошо, ты справился ...

  • Аргументация.

Важно обязательно озвучивать качества, за которые ребёнок достоин похвалы, а за которые осуждения, при этом  критические замечания стараться делать конфиденциально. Ребёнок должен сам знать, за что его ценят и уважают и это должны знать те дети, с которыми он общается в учебной ситуации.

Ситуация успеха помогает обучающимся:

·         повысить мотивацию учения и развивать познавательные интересы, почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

·         стимулирует к высокой результативности труда;

·         корректировать личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

·         развивать инициативность, креативность, активность;

·         поддерживать в классе благоприятный психологический климат.

        

        Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния (в начале урока и в конце деятельности)

– рефлексия деятельности (при проверке домашнего задания, защите творческого проекта)

– рефлексия содержания учебного материала (в конце урока)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.

Уроки творчества.Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практи­ческой психологии - арттерапии, или экспрес­сивной терапии. Для педагога важна в этих уро...

Комфортность на уроке

Презентация для учителей методического объединения...

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

:  эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации  снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются  вопросы о создании условий, в которых ...

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

Обращаясь к теме "Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника", необходимо, прежде всего уточнить значение слова "комфорт"....

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода

Выступлениепо теме«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»...

Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.

В данной статье раскрывается опыт работы учителя над развитием у детей интереса  к учёбе, о создании эмоционального поля на примере уроков математики....

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.

Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...