Мастер – класс муниципального этапа областного конкурса «Учитель года Дона – 2016»
учебно-методический материал на тему

Денисенко Виктория Анатольевна

Эффективность работы в группе зависит от правильности её организации. Такая же проблема возникает и в педагогике, при организации групповой работы. Поэтому актуальность проблемы заключается  в повышении эффективности организации работы обучающихся в группах в рамках технологии сотрудничества, т. е мы должны определить,  как же организовать работу в группах, чтобы она давала положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx524.21 КБ

Предварительный просмотр:

Раздать ладошки, музыка

Мастер –класс

СЛАЙД  1

-Добрый день уважаемые коллеги. Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему, которую мы сформулируем с вами вместе. Прошу вас вспомнить басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

СЛАЙД  2 (Л,Р и Щ)

-Вспомнили?

Какова цель была у героев басни?

Почему «воз и ныне там»? (Каждый из них выполнял работу по- своему). Правильно, была общая цель, но действия были разрозненные и результата они не достигли.

Слайд 2  (Р)

- Вспомните народную сказку «Репка»!

-Какова цель у этих героев? -

-Почему героям удалось достигнуть цели? (Работали сообща)

ВЫВОД: Некоторые герои мультфильмов поняли суть проблемы как её решить и имеют своё мнение на этот счёт. (МАТРОСКИН)

Слайд 2 (звук МАТРОСКИН)

-Матроскин говорит о совместном труде, совместной деятельности, которая объединяет в группы.  Как называется такая технология в педагогике?  

Слайд  3     

-Итак, вы поняли, что говорить будем о технологии,  которая реализуется на основе сотрудничества.

-Эта технология включает в себя разные формы работы. Сегодня мы поговорим об организации работы учащихся в группах. На первый взгляд эта работа кажется понятной, но  стоит приступить к ней, каждый из вас сталкнётся с определенными трудностями. Почему они возникают? Предлагаю проанализировать знакомые нам сказки и ответить на этот вопрос.

СЛАЙД  4

-Почему одна группа добилась результата, а другая нет?  (…)

СЛАЙД 5

- Правильно, в одном случае соблюдались правила в группах сотрудничества, а в других нет, поэтому эффективного результата не получилось.

-На этом простом примере я обратила ваше внимание на то, что эффективность работы в группе зависит от правильности её организации. Такая же проблема возникает и в педагогике, при организации групповой работы. Поэтому актуальность проблемы заключается  в повышении эффективности организации работы обучающихся в группах о рамках технологии сотрудничества, т. е мы должны определить, как же организовать работу в группах, чтобы она давала положительный результат.

СЛАЙД 6 (1) ПРОБЛЕМА

-Эту проблему предлагаю решить намастер - классе.

- В знак готовности к сотрудничеству в начале мастер-класса я раздала всем ладошки. Они разноцветные, позитивные. Сейчас прошу вас помочь организоваться в группы тех, у кого  жёлтого цвета, пройти за 1 стол, зелёные - за 2 тол, голубые - за 3 стол. Мы сформировали 3 разнородные группы (я не знаю вашего стажа работы и квалификационной категории). В нашем случае они будут называться лабораториями, которые будут работать по одной теме, решая поставленную проблему. Мы разберём с вами, как организовать работу в группах, используя методы «Учимся вместе», «Обучение в команде», «Пила».

-А вас уважаемые коллеги, прошу внимательно наблюдать и определить,  какой из перечисленных мной методов будет использоваться на мастер-классе.

-Для того чтобы начать работу в лабораториях, я предлагаю вам объединиться во временные группы экспертов. Я же для вас в это время буду консультантом. По окончанию работы вы вернётесь в свои исходные группы и обучите тому, что узнали. К концу занятия, каждый должен владеть полной информацией по данной проблеме.

-Переверните ладошки и определите название временной группы. Оно соответствует тому методическому приёму, который вы будете изучать. Прошу всех встать и пересесть во временные группы.  

-На столах у каждого лежат индивидуальные карты. Каждая группа заполняет свою часть, на основе знаний полученных из предложенного текста. При этом работать необходимо сообща, помогая друг другу, так как итоговая оценка будет даваться всей команде, по результатам опроса в конце занятия. При работе с текстом не забывайте ответы фиксировать в карте – это будет в дальнейшем ваш опорный конспект. Время работы 5 минут, можно приступать.

ЧАСЫ

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ   5 минут  «СОЛНЦЕ»C:\Users\Artem\Desktop\лад и солнц.jpg

- Уважаемые коллеги, в то время, когда я буду консультировать группы, прошу вас тоже заняться совместной деятельностью, создать эмблему технологии сотрудничества. Прикрепите к солнышку ладошки, передавая по цепочке.

Забрать СОЛНЦЕ           Спасибо за работу.

-Время вышло, возвращаемся со своими индивидуальными картами на исходные места. Напоминаю, что каждый из вас должен сейчас обменяться полученной информацией и заполняем карты. От того, насколько внимательно вы будете слушать экспертов, зависит целостное понимание материала. К концу работы все колонки карты должны быть заполнены полностью и подготовлен рассказ о любом из методов работы в группе. Время 5 минут.

ЧАСЫ

Проблемы и сложности при организации работы в группах

  1. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте еще не было. Поэтому: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

- Как сесть за партой

,- как соглашаться, как возражать,

-как помогать, как просить о помощи — без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия невозможно организовывать более сложные творческие формы совместной работы учащихся.

2)  Вводя каждую новую форму учебного сотрудничества, необходимо давать ее образец. Учитель вместе с кем-то из детей у доски показывает на одном примере весь ход работы, в том числе и форму обращения друг к другу (например, речевые клише:«Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»...).

3)  По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, приведший к ошибке. По крайней мере две сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах, можно с кем-то из взрослых или с более старшими учениками).

Во-первых, это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет, я!» такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: «Так общаться смешно и глупо» — и легко выводит конструктивное правило: «Свое мнение надо не навязывать, а доказывать (и не кулаком, а умным словом)». Во-вторых, стоит разыграть и высмеять гротескно заостренные отношения Выскочки, Ленивца, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких порочных отношений подскажет учитель: «Обязательно спрашивай у товарища его мнение!»

4)  Как соединять детей в группы?

 Разумеется, с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию.

  • Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
  • Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
  • Двух озорников соединять опасно.
  • Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым: им нужен партнер равной силы.
  • По возможности лучше не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, со слишком разным темпом работы.

5)  Для срабатывания групп нужны минимум 3 — 5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем на полугодие, тоже не рекомендуется: дети должны получить опыт учебного сотрудничества с разными партнерами. 

6)   При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства; терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость...

Оценивать можно лишь общую работу группы. Ни в коем случае нельзя давать детям, работавшим вместе, разных оценок!

7) Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

8)  Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе, общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до звонка на урок».

9) Можно разрешить ребенку работать в одиночку, при этом учитель не должен показать свое неудовольствие ни в индивидуальной, ни тем более в публичной оценке этого ребенка.

10) Нельзя занимать совместной работой детей более 10—15 минут урока в I классе и более половины урока во II классе — это может привести к повышению утомляемости.

11)Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

12) Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Время истекло.

-Итак, уважаемые коллеги, проведем опрос и составим итоговую таблицу, которая даст практическое представление методах гр. работа. А помогут мне те участники, кому улыбается Солнышко, которое прикреплено на спинке стула. Прошу его открепить и приготовиться к защите своей группы. Прочитайте название методик, по которым вам необходимо дать ответ. А первый вопрос для всех. Назовите этапы работы в группах. Начнем.

СЛАЙД 7  Заполняется таблица

-Мы с вами рассмотрели разные методики орг. в гр. Я надеюсь, что данная информация полезна и интересна. У вас остались опорные конспекты, которые помогут вам в организации групповой работы на уроках. Спасибо за работу и помощь. Оценку за работу вместе с моей благодарностью  получает каждый участник в виде солнышек. Спасибо, прошу всех пройти в зал.

-Ув. коллеги. Какой из трёх приёмов групповой работы в мастер- классе использован мною?  Спасибо вам за правильный ответ.

СЛАЙД 9.    (ЗВУК)

-На занятии вы обучались, работали совместно и вот что у нас получилось. Эмблема сотворчества и содрудества, которую вы сделали своими руками.

http://dg54.mycdn.me/getImage?photoId=592805379140&photoType=0

-Спасибо за творчество и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов ОстренкоЛ.П.

Представлены материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов Остренко Л.П., которые включают следующие документы:1.заявку на ...

Аналитическая записка участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2016 году. Эссе " Я - учитель".

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.Генри АдамсТрудно привести к добру  нравоучениями, легко примером.Сенека...

Презентация к конкурсу "Визитка " муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года 2017".

Эта презентация была подготовлена к конкурсу "Визитка"! . Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года 2017"....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...

Эссе для областного конкурса "Учитель года Дона-2019" на тему: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека"

Эссе для областного конкурса «Учитель  года Дона-2019»на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Автор: Штенская Наталья Сергеевна,учитель рус...