Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья на тему
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(2 cлайд)
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. (3 слайд) Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. (4 слайд) Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
(5 слайд)
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
(6 слайд)
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
(7 слайд)
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
(8 слайд)
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания..
(9 слайд)
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
(10 слайд)
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Какие упражнения по математике помогут ребенку развивать УУД.
(11 слайд)
- Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). (12 слайд)
- Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. (13 слайд)
- Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (14 слайд)
4. Личностные действия:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Давайте рассмотрим таблицу, которая показывает, как происходит формирование УУД на каждом из этапов урока. (15 слайд)
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент | Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
2 | Актуализация знаний | Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
3 | Постановка целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Целеполагание, подведение под понятия |
4 | Новый материал | Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников | Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя | Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
5 | Первичная проверка знаний | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы | Отвечают на вопросы модуля. Решают поставленные задачи | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей |
6 | Закрепление знаний | Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения | Отвечают на вопросы модуля. Решение записывают в тетрадь. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений. |
7 | Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации. Поясняет домашнее задание | Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия |
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия? (16 слайд)
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
(17 слайд)
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
- Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
- Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
- В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.
(18 слайд)
И в заключении своего выступления я еще раз хочу вспомнить высказывание Гербера Спенсера: «Мы лишь инструмент в руках маленьких людей, ищущих знания. И только от нас зависит, какими они вырастут».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе
В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема по самообразованию...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (Логическое действие сравнение)
Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они созд...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
Комментарии
Полезная статья для учителя
Полезная статья для учителя начальных классов. Рассматриваются актуальные вопросы формировнаия УУД на уроках