Формирование социальной активности школьника
учебно-методический материал на тему
Методики выявления лидерских качеств и способностей у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shipilova-lr.docx | 93.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной активности школьников
Шипилова Евгения Николаевна
Содержание
Методика самооценки лидерских качеств
Методика «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов)
Тест «Диагностика лидерских способностей»
Результаты диагностики лидерских качеств ………………………………
Методика самооценки лидерских качеств[1]
Инструкция.
Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласны, чем согласны–«1»; полностью не согласны – «0».
Вопросы к тесту
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2.Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30.Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Обработка результатов
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22,27, 29, 34,36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой.
Б – осознание цели (знаю, что хочу).
В – умение решать проблемы.
Г – наличие творческого подхода.
Д – влияние на окружающих.
Е – знание правил организаторской работы.
Ж – организаторские способности.
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Для того, чтобы графически изобразить свой личный лидерский профиль, необходимо по оси Х отложить результаты ответов по соответствующим горизонтальным линиям. Для наглядности можно провести серединную линию через 10. Тогда становится ясным, какие качества у каждого развиты недостаточно (все те, что находятся на графике слева до10 баллов), а какие уже сформировались (10 и выше). Если усреднить данные по всей группе, то можно получить обобщенный лидерский профиль всех учащихся.
Необходимо обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более одного балла, то отвечающий был неискренен в самооценке. Результаты можно изобразить графически в виде «шкалы искренности» или «шкалы лжи».
Для этого следует отложить результаты ответов на вопросы: по горизонтали А – результаты ответа на вопрос 41; Б – 34; В – 27; Г – 36; Д – 29; Е – 22; Ж – 15; З –8. Серединной вертикалью является прямая, проведенная через 1 балл. Теперь, если полученному лидерскому качеству соответствует пик слева, то ответы были искренними и у отвечающего действительно развито это качество. Если пик справа, то можно сомневаться в наличии этого качества.
Методика «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов)[2]
Данный опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».
Текст опросника
1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
а) да, б) нет.
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
а) да, б) нет.
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
а) краткий, ясный, точный;
б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
а) да, б) нет.
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?
а) да, б) нет.
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
а) да, б) нет.
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
а) да, б) нет.
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
а) да, б) нет.
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
а) да, б) нет.
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
а) да, б) нет.
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
а) да, б) нет.
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
а) да, б) нет.
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?
а) да, б) нет.
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
а) да, б) нет.
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?
а) да, б) нет.
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
а) да, б) нет.
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
а) да, б) нет.
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
а) наедине, б) в присутствии других.
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю?
а) да, б) нет.
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
а) да, б) нет.
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
а) да, б) нет.
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела?
а) да, б) нет.
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы?
а) да, б) нет.
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
а) да, б) нет.
25. Имеется ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
а) да, б) нет.
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
а) да, б) нет.
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
а) да, б) нет.
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?
а) да, б) нет.
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
а) да, б) нет.
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы?
а) да, б) нет.
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу?
а) да, б) нет.
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
а) да, б) нет.
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными?
а) да, б) нет.
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным со вниманием и уважением?
а) да, б) нет.
35. Уверены ли вы в себе?
а) да, б) нет.
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
а) да, б) нет.
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе?
а) да, б) нет.
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.?
а) да, б) нет.
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми?
а) да, б) нет.
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется?
а) да, б) нет.
Ключ
Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как средне эффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем детского коллектива или группы.
Методика «Лидер»[3]
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Текст опросника
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да, б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да, б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да', б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да, б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да, б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да, б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да, б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да, б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да, б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да, б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный, б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да, б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да, б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да, б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да, б) нет.
47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да, б) нет.
Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 36, 4а, 5а, 6б, 7а, 86, 96, 10а, 11а, 12а, 136, 146, 15а, 166, 17а, 186, 196, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31а, 32а, 336, 34а, 356, 366, 37а, 386, 39а, 406, 41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 506.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Тест «Диагностика лидерских способностей»[4]
(Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Инструкция к тесту: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
a. да; b. нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
a. да; b. нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
a. да; b. нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
a. да; b. нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
a. да; b. нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
a. да; b. нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
a. да; b. нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
a. да; b. нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
a. да; b. нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
a. да; b. нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
a. да; b. нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
a. да; b. нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
a. да; b. нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
a. да; b. нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
a. да; b. нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
a. с покорными людьми;
b. с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
a. да; b. нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
a. да; b. нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
a. да; b. нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
a. да; b. нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
a. да; b. нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
a. да; b. нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
a. самый компетентный человек;
b. тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
a. да; b. нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
a. да; b. нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
a. тот, который все решает сам;
b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
a. коллегиальный;
b. авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
a. да; b. нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
a. промолчите;
b. будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
a. да; b. нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
a. да; b. нет.
36. Что бы вы предпочли?
a. работать под руководством хорошего человека;
b. работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
a. согласен; b. не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
a. да; b. нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
a. да; b. нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
a. опускаете руки; b. появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
a. да; b. нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
a. да; b. нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
a. введу нужные изменения немедленно;
b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
a. да; b. нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
a. да; b. нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
a. да; b. нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
a. художником, поэтом, композитором, ученым;
b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
a. могучую и торжественную;
b. тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
a. да; b. нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
a. да; b. нет.
Ключ к тесту:
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.
Интерпретация результатов теста
Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
Методика «КОС»[5]
Авторы данной методики — В. В. Синявский и В. А. Федорошин. В основе разработки — известные проективные методики анкетного типа. Опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
ВОПРОСЫ
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых не большим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка.
Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). При этом удобно использовать простую формулу:
К = n/20,
где К — величина оценочного коэффициента;
n — количество совпадающих с дешифратором ответов.
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.
Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.
Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.
У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.
Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе.
Результаты диагностики лидерских качеств
Участник диагностики – руководитель компании интернет-разработок методических пособий для детей дошкольного возраста (женщина, 27 лет, руководящая должность 4 года).
- Методика самооценки лидерских качеств
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | ||||||||
1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | 2 | 7 | 2 | 8 | 1 |
9 | 1 | 10 | 3 | 11 | 3 | 12 | 4 | 13 | 3 | 14 | 4 | 15 | 1 | 16 | 4 |
17 | 4 | 18 | 4 | 19 | 4 | 20 | 4 | 21 | 2 | 22 | 1 | 23 | 4 | 24 | 2 |
25 | 4 | 26 | 4 | 27 | 1 | 28 | 4 | 29 | 1 | 30 | 2 | 31 | 4 | 32 | 4 |
33 | 4 | 34 | 1 | 35 | 4 | 36 | 0 | 37 | 2 | 38 | 4 | 39 | 4 | 40 | 4 |
41 | 0 | 42 | 3 | 43 | 4 | 44 | 2 | 45 | 4 | 46 | 4 | 47 | 2 | 48 | 3 |
16 | 17 | 17 | 18 | 15 | 16 | 16 | 17 |
Можно отметить, что уровень выраженности лидерских качеств находится на уровне выше среднего (выше 10). Составлен индивидуальный профиль.
Где:
А – умение управлять собой.
Б – осознание цели (знаю, что хочу).
В – умение решать проблемы.
Г – наличие творческого подхода.
Д – влияние на окружающих.
Е – знание правил организаторской работы.
Ж – организаторские способности.
З – умение работать с группой.
При оценивании искренности ответов можно сделать вывод, что участник исследования давал искренние ответы.
- Эффективность лидерства
Номер вопроса | Номер вопроса | ||
1 | А | 2 | А |
3 | Б | 4 | А |
5 | А | 6 | А |
7 | А | 8 | Б |
9 | Б | 10 | А |
11 | Б | 12 | А |
13 | Б | 14 | Б |
15 | Б | 16 | Б |
17 | Б | 18 | Б |
19 | А | 20 | Б |
21 | А | 22 | Б |
23 | А | 24 | Б |
25 | А | 26 | А |
27 | Б | 28 | Б |
29 | А | 30 | А |
31 | Б | 32 | А |
33 | А | 34 | А |
35 | А | 36 | Б |
37 | Б | 38 | А |
39 | Б | 40 | Б |
Результат 27 баллов стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.
- Методика «Лидер»
1 | А | 11 | Б | 21 | А | 31 | Б | 41 | А |
2 | А | 12 | А | 22 | Б | 32 | А | 42 | б |
3 | А | 13 | Б | 23 | А | 33 | А | 43 | А |
4 | А | 14 | Б | 24 | А | 34 | А | 44 | А |
5 | Б | 15 | Б | 25 | Б | 35 | Б | 45 | Б |
6 | А | 16 | А | 26 | Б | 36 | А | 46 | А |
7 | Б | 17 | А | 27 | Б | 37 | Б | 47 | Б |
8 | А | 18 | А | 28 | Б | 38 | Б | 48 | Б |
9 | А | 19 | Б | 29 | Б | 39 | А | 49 | А |
10 | Б | 20 | А | 30 | А | 40 | А | 50 | Б |
Сумма баллов 38 – лидерские качества выражены сильно
Диагностика лидерских способностей
1 | А | 11 | Б | 21 | А | 31 | А | 41 | Б |
2 | Б | 12 | Б | 22 | А | 32 | А | 42 | Б |
3 | Б | 13 | А | 23 | Б | 33 | Б | 43 | А |
4 | А | 14 | А | 24 | А | 34 | Б | 44 | а |
5 | А | 15 | А | 25 | Б | 35 | А | 45 | Б |
6 | А | 16 | Б | 26 | Б | 36 | Б | 46 | А |
7 | А | 17 | А | 27 | Б | 37 | Б | 47 | А |
8 | Б | 18 | Б | 28 | А | 38 | Б | 48 | Б |
9 | Б | 19 | А | 29 | Б | 39 | А | 49 | А |
10 | А | 20 | Б | 30 | А | 40 | А | 50 | Б |
Сумма баллов 35 – лидерские качества выражены средне.
- Методика «КОС»
Номер вопроса | Да–«+» Нет–«–» | Номер вопроса | Да–«+» Нет–«–» |
1 | + | 2 | + |
3 | - | 4 | - |
5 | + | 6 | + |
7 | - | 8 | - |
9 | - | 10 | - |
11 | + | 12 | - |
13 | + | 14 | + |
15 | - | 16 | + |
17 | + | 18 | - |
19 | - | 20 | + |
21 | + | 22 | - |
23 | - | 24 | + |
25 | + | 26 | - |
27 | + | 28 | - |
29 | - | 30 | + |
31 | + | 32 | - |
33 | - | 34 | + |
35 | + | 36 | - |
37 | - | 38 | + |
39 | + | 40 | + |
Можно сделать выводы:
А. Коммуникативные склонности: 0,50 Уровень ниже среднего.
Б. Организаторские склонности: 0,68 Уровень средний.
Можно дать следующую характеристику: участник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитает проводить время на едине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми, но отстаивает свое мнение, планирует свою работу; однако потенциал склонностей не отличается высокой устойчивостью.
[1]Парафиянович Т.А., Астрейко Л.Г. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение личностно-профессионального становления обучающихся //Методическое пособие для работников социально-педагогической и психологической службы.– Минск: МГВРК, 2013. – 150 с.
[2]Урбанович А.А. Психология правления / Учебное пособие. — Мн.: Харвест, 2003 г. — 640 с.
[3]Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с., 2002.
[4] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с., 2002
[5] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными сил...
«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных усл...
Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника
Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...
Формирование социально активной личности школьника средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС
выступление на семинаре классных руководителей...
Формирование социальной активности у младших школьников.
Формирование социальной активности у младших школьников....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА-ГЕРОЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
В статье говорится об особенностях воспитания школьников, о включении их в деятельность, ролевую игру для изучения истории родного края, воспитания патриотизма и развития социальной активности. ...