Система оценивания в деятельности учителя.
статья на тему

Ступак Татьяна Васильевна

В даааной статье приведены интересные приемы оценивания, которые учитель может использовать на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_v_deyatelnosti_uchitelya.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Система оценивания в деятельности учителя»

Ступак Т.В.

Важнейшими целями обновленного образования должно стать развитие у учащихся конкретных навыков и умений, в частности: самостоятельности и стремления к самореализации, умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству, способности к творческой деятельности.

Изменение целей и содержания ведёт к необходимости коррекции организации контрольно-оценочной деятельности в образовании. Следовательно, необходим поиск принципиально нового подхода к оцениванию, который не только позволит устранить негативные моменты в обучении, но и будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.

Одним из путей решения вышеперечисленных проблем является развитие оценочной самостоятельности младших школьников. Рассмотрим некоторые практические приёмы и методы, которые я использую на свои уроках.

Целью данных методик является: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравни вал работу с образцом по заданной инструкции, формирование положительной мотивации учения.

1. Методика «Цветовые сигналы»

Данную методику можно использовать при оценке письменной работы. После выполнения самостоятельной работы, учитель даёт задание ученикам проверить и оценить свою работу. Данный приём мы с вами сейчас и апробируем.

У Вас на столах лежат листы с заданиями.

Задание 1: Прочитайте предложение. В данном предложении подчеркните все гласные буквы. Проверьте выполнение своего задание с образцом на доске. Рядом с номером задания нарисуйте кружок зелёного цвета, если считаете, что задание выполнено верно и при выполнении работы вы не испытывали затруднений; кружок жёлтого цвета, если допущены 1-2 ошибки; кружок красного цвета, если вы испытывали затруднения, и вам нужна помощь.

В данном задании возможно и выполнение взаимооценки. Учитель даёт задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям. Рядом со своим кружком проверяющий указывает начальные буквы фамилии и имени. Например: П.К. (Попова Ксюша).

После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом (эталоном).

А мы с вами  подведем итог: «Поднимите руку те ребята, кто выполнил задание верно, не испытывая затруднений (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь те, кто при выполнении допустил 1-2 ошибки». В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания.

К ним особое внимание — их необходимо обязательно «подбодрить»: «Ничего трагического не случилось, над этим материалом мы ещё работаем, завтра у вас всё получится!» Этот приём хорошо «работает» и в дальнейшем, при выполнении самостоятельных, контрольных работ. Оценивая работы учащихся, учитель отмечает для себя, какие вопросы и темы требуют коррекционной работы, планирует их на следующий урок. Если учитель использует этот приём систематически, то учащиеся уже без напоминания оценивают свою работу.

2. Методика «Карточка "Успеха"»

Позднее цветовые сигналы могут быть преобразованы в карточку «Успеха». Методика работы аналогичная: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зелёного цвета, если считаете, что задание выполнено верно и при выполнении работы вы не испытывали затруднений; кружок жёлтого цвета, если допущены 1-2 ошибки; кружок красного цвета, если вы испытывали затруднения и вам нужна помощь».

Эффективность данного приёма можно проследить на обобщающем уроке, уроках повторения и закрепления  знаний.  На доске имеется точно такая же карточка, на которой учитель фиксирует результаты всех детей класса. Например: на контроль учителем вынесены задания под № 3, № 5, № 8. После самооценки, (взаимооценки) результаты фиксируются при помощи цветовых сигналов: красных кружков - 4, жёлтых - 6, зелёных — 10. Так в поле зрения учителя попадают те учащиеся, которые испытывали затруднения при выполнении заданий.

3. Методика «Волшебная линеечка»

Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно-оценочной самостоятельности, т.е. в 1—2-м классах. Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому-то одному критерию. Критерии: 1) правильно — неправильно; 2) легко — трудно; 3) интересно — неинтересно. После предложенного учителем задания (определения количества гласных, согласных звуков в слове и т. д.), детям предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными самими учащимися.

«На самом верху «линеечки» крестик может поставить тот ученик, который выполнил задание правильно, а внизу — кто выполнил задание неправильно» . Таким образом, выполнив задание, ребёнок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.

Методика «Волшебные линеечки м.б. применена на уроках письма, русского языка, математики (при решении задач и примеров), технологии.»

4. Методика «Оценивание при помощи знаковых символов, используя ранее известные способы проверки»

При проверке своей письменной работы, ученик правильно решённый пример помечает знаком « + », неправильный — знаком « —», а проверяющий рядом с примером приводит доказательства поставленного знака.

Данный прием я применяю на уроках математики. Прошу детей решить  примеры и записать решение  в 1 столбик. Дети обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку. Так я могу отследить как поняли ту или иную тему и как могут применять свои знания на практике все ученики.

Данную методику я применяю на уроках русского языка, математики, а так же при проведении математических диктантов, один из которых мы сейчас с вами и запишем. Ставьте на своих листках «+» если вы согласны с утверждением и «-» если нет.

2*2=4       3*3=6       4+5=10         12-6=6

Проверьте результат своей работы, сверьте их СС шаблоном на доске.

Оцените свои действия. Закрасив кружки рядом с выполненным заданием. Зафиксируем результаты в нашей карте «Успеха».

5.        Методика «Оценивание по заданной инструкции»

В ваших листах найдите задание 3. Самостоятельно решите примеры.

2 + 2 =4     3+4=7    7-5=2  10-8=2     9-4=5       8-6 =2

Обведите кружочком получившиеся ответы, найдите сумму этих чисел. Если задание выполнено правильно, получился ответ - 22. Это наше число-контролёр.

Поднимите руки, те у кого не возникло затруднений и задание выполнено верно. Если, те, которые допустили ошибки? Не справились?

Результат я также фиксирую в карте «Успеха».

6.        Методика «Солнышко»

При использовании на   уроке методики «Солнышко» детям выдаётся карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока  лучики солнышку, если при выполнении задания они не испытывали затруднений, и настроение было хорошим. При подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика.

При подведении итогов урока дети прикрепляют своё «солнышко» на доску рядом со словами:

  • я доволен уроком, потому, что ...
  • я недоволен уроком, потому, что ...

Далее проводится рефлексия собственной деятельности:

«Я доволен уроком, потому, что ...»

  • узнал новое,
  • выполнять задания мне было интересно и т.д.

7. Методика «Мы — вместе»

Перед уроком детям выдаётся карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2-й строке - самооценка учеником выполненного задания, в 3-й - оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль. Ребёнок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает - требуется разъяснение.

№ задания

1

2

3

4

Оценка ученика

Оценка учителя

Итог:

Обратите внимание на свои листы и на карту «Успеха» Мы справились со всеми предложенными заданиями. Сейчас мы поработаем по методике «Радуга».

8. Методика «Радуга»

У вас на столах есть карточка - круг, разделённый на такое количество частей, сколько заданий мы выполнили. Обратитесь к своим листам с заданиями. Вы видите 3 разноцветных кружка. Выложите у себя на партах цветные сегменты круга соответствующие вашим зажженным огонькам.  У нас получились круги. Зеленые у тех, кто все делал правильно и хорошо. И состоящие из нескольких цветов, у кого возникли затруднения.

Эта методика эффективно используется на обобщающих уроках.

9. Методика «Дробь»

Мною используется при проведении обобщающих уроков. Детям предлагается выполнить определенное количество заданий и он набирает то кол-во баллов, сколько заданий было выполнено правильно. Ребенок видит, как он справился и есть ли к чему стремиться в дальнейшем.

10. Методика «Древо творчества»

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно она применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме.

На доске - наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом указаны критерии оценивания: яблоко - урок прошёл плодотворно, лист -пропащий день, цветы — довольно неплохо.

При подведении итогов урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя находятся все дети. По собственному желанию дети могут комментировать свой выбор. Учитель фиксирует результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Для них планируется коррекционная работа.

Отсюда можно сделать следующий вывод. Оценивание учебных достижений учащихся в условиях начальной школы ориентировано на эффективное обучение ребёнка. Оно позволяет осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе - и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание. Учителю обратная связь даёт информацию о том, насколько он достиг или нет поставленных им целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО

Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС НА БАЗЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. УМК «FОRWARD». Учитель англ. языка Гюнинен И.В. ГБОУ Лицей 369 Красносельского района Санкт-Петербурга

Учителя нашего образовательного учреждения работают по УМК «Forward» второй год.  Как указано в Программе к данному учебному комплексу, «данный курс создан на основе стандартов начального образов...

Матричное оценивание результатов деятельности учителя как способ профессионального развития педагога

Важнейшее условие и ресурс совершенствования профессиональной деятельности учителя – анализ урока. От того, насколько он используется заместителями директора в школьной практике и насколько они владею...

Модель системы контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика.

Материал для учителя (рекомендации для проведения диагностики)...

Разработка системы оценивания результатов деятельности для 1 класса

Как оценить деятельность первоклассника в безотметочной системе первого года обучения? Материал содержит методическую разработку "Шкала Успеха", которая поможет решить этот вопрос....

"Система контрольно - оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках в начальной школе"

Представляю материалы для проведения РМО по теме "Система контрольно  - оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках  в начальной школе". На данном заседании кроме конт...