Этап рефлексии
учебно-методический материал на тему

Власова Марианна Сергеевна

Данный материал может помочь учителю начальных классов провести этап рефлексии на любом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_word.docx96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивная компетентность младших школьников – неотъемлемая часть формирования контрольно- оценочных навыков

Слайд 1

«Тот, кто  сумел  отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества  в движении вперёд»

                                                                      Евгений Доманский

         Приоритетной целью современной образовательной концепции является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

        Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю и самооценке, формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у уч-ся критического мышления, осознания к своей деят-ти.

Слайд 2

Понятие   рефлексии

РЕФЛЕКСИЯ (ОТ ЛАТ.reflexio- обращение назад, отражение) - это отражение человеком самого себя, самоотражение;

- размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ
(толковый словарь);

- самоанализ деятельности и её результатов
(с точки зрения педагогики)

Слайд 3

Классификация рефлексии

                        По содержанию

             устная                         письменная

                           По цели

  • рефлексия эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания

Слайд 4

Классификация рефлексии

                   По  функции

  • *  личностная рефлексия    (физическая, духовная, сенсорная)

*интеллектуальная рефлексия          

               По  способам проведения

  • Анкета
  • Вопрос
  • Символ
  • Таблица
  • Ситуация
  • Рисунок

Слайд 5

Классификация рефлексии

            По  типу  урока

  • После усвоения ЗУН;
  • Промежуточная рефлексия;
  • Контрольная рефлексия;
  • Итоговая рефлексия

        По форме деятельности

  • Фронтальная (выборочная);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективная

Слайд 6

Функции  рефлексии

1.Диагностическая

2.Проектировочная

3.Организаторская

4.Коммуникативная

5.Смыслотворческая

6.Мотивационная

7.Коррекционная

Слайд 7

Этапы  обучения  рефлексии

- анализ своего настроения,  анализ своих успехов

- анализ работы одноклассников

- анализ работы группы

Слайд 8

Слайд 9

          ПРИЁМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  РЕФЛЕКСИИ

1.Закончи предложение

Цель : подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали -т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание : ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного  экрана :

Сегодня я узнал….              Было интересно ….      Было трудно…..

Я выполнял задания…      Я понял, что ….             Теперь я могу ….

Я почувствовал, что….      Я приобрёл…..               Я научился …..

У меня получилось…..       Я смог…..                        Я попробую….

Меня удивило….                 Урок дал мне для жизни…..

Мне захотелось…..

Слайд 10

2.Анкета  самоанализа

Цель : самоанализ, качественная и количественная оценка урока.

ВАРИАНТ 1

а) На уроке я работал…                       активно/пассивно

    Своей работой на уроке я …          доволен/ не доволен

    Урок для меня показался …           интересен/скучен

    За урок я ….                                       устал/ не устал                        

    Моё настроение …                         стало лучше/стало хуже

    Материал урока мне был…          понятен/не понятен                   

Слайд 11

                                       ВАРИАНТ 2

«Каким было общение на уроке?»

  • занимательным;        - познавательным;        - интересным;
  •  необычным;      - скучным;       - радостным;      - дружелюбным.  

                                         ВАРИАНТ 3

Наш день(урок, мероприятие, игра) подошёл к концу, и я хочу сказать….

Мне больше всего удалось….       Что я приобрёл….

Что меня удивило ….      

 Для меня было открытием то, что …

Что на мой взгляд удалось (не удалось….)

Что в будущем мне надо учесть ….

Слайд 12

«Комплимент»

Цель : оценить свою активность и качество работы.

Содержание : учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент – похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя в урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Укрась торт»

Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

Я хорошо работал, но умею ещё лучше – зелёный цвет.

Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

Слайд 13

«Дерево настроения»

  • оценить свое настроение перед занятием;
  • оценить настроение после занятия;
  • оценить желание взаимодействовать

   (в начале занятия); «оценить готовность к занятию»;

  • оценить результативность собственной деятельности  ( в конце занятия);
  • оценить   результаты деятельности группы (в конце занятия)

Слайд 14

«Графическая рефлексия»

Цель : выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.

Содержание : рядом с каждым  заданием поставить значок :  

 V    понравилось выполнять      

 W   не очень понравилось

 Z    не понравилось вообще      

 U    было трудно

 I     не очень было трудно            

 L    не трудно

Слайд 15

«Мишень»

Дети заполняют «рефлексивную» мишень:

  • моя деятельность;
  • деятельность учителя;
  • деятельность одноклассников

Слайд 16

              «Оценочная лесенка»

Цель: развитие умений критического оценивания.

Содержание: предлагается лесенка-шкала, на которой дети должны поставить солнышко или смайлик на той ступеньке, на которую бы себя поставили при выполнении того или иного задания.

Слайд 17

«Плюс-минус-интересно»

Цель : подведение итогов урока; для уч-ся наиболее важными будут графы «П» и «И», т.к. в них будут содержаться памятки о той информации, которая пригодиться.

Содержание : Это упр. можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» – «плюс» записывается всё то, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М»- «минус» записывается всё, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ребёнка, оказалась бесполезной. В графу «И» – «интересно» уч-ся вписывают все любопыт – ные факты, о которых узнали и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 18

«Градусник»

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА «ГРАДУСНИКЕ»

  • ОЦЕНКУ СВОЕЙ ГОТОВНОСТИ К ЗАНЯТИЮ;
  • ОЦЕНКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАНЯТИЯ;
  • ОЦЕНКУ ЗНАНИЙ ПО ИЗУЧЕННОЙ

    ( НОВОЙ) ТЕМЕ И Т.Д.

        (КОЛЛЕКТИВНО И ИНДИВИДУАЛЬНО)

Слайд 19

«Зарядка»

  • «ПРИСЕСТЬ НА КОРТОЧКИ»

(ОЧЕНЬ НИЗКАЯ ОЦЕНКА)

  • «ПОЛУПРИСЕД, РУКИ ВПЕРЕД»

(ОЦЕНКА НИЖЕ СРЕДНЕЙ)

  • «СТОЯ, РУКИ ПО ШВАМ»

(СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА)

  • «СТОЯ, РУКИ ВВЕРХ»

(ХОРОШАЯ ОЦЕНКА)

  • «ХЛОПКИ НАД ГОЛОВОЙ»

    (ОТЛИЧНАЯ ОЦЕНКА)

Слайд 20

«Пятёрочка»

Большой палец – мне было важно и интересно

Указательный палец – трудно, не понравилось

Средний палец – было недостаточно понятно

Безымянный палец – моё настроение

Мизинец - мои предложения

Слайд 21

«10 баллов»

Отметить по 10-балльной шкале работу на уроке с позиции      «Я», «Мы» и т.д.

Слайд 22

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно сущ.)

2 строка – 2 прилагательных (описание предмета)

3 строка – 3 глагола (описание действия)

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету (4 слова)

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

Закончить наш методический час хотелось бы как раз используя данный вид рефлексии. Предлагаю вам выразить своё отношение к нашей встрече с помощью синквейна.  

Синквейн

1………………………………………………………………….

2…………………………………………………………………………………………………….

3…………………………………………………………………………………………………….

4…………………………………………………………………………………………………….

   ……………………………………………………………………………………………………

5…………………………………………………………………………………………………….

Синквейн

1………………………………………………………………….

2…………………………………………………………………………………………………….

3…………………………………………………………………………………………………….

4…………………………………………………………………………………………………….

   ……………………………………………………………………………………………………

5…………………………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Презентация для 1-2 класса к урокам на этапе рефлексии

Презентацию можно использовать на любом уроке после подведения итогов....

Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке в начальной школе

В статье излагаются применяемые учителем на уроке виды рефлексии. Особенностью данной работы является сопряжение этапа рефлексии с работой учителя в младших классах и с применением информационно-комму...

Таблички для этапа рефлексии на уроке

Таблички для этапа рефлексии на уроке - можно вешать на доску или распечататать детям как памятки....

Логические задания на этапе рефлексии

Математика, 4 класс, УМК школа 2100, фрагмент урока этап рефлексии...