ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гильмутдинова Венера Рустямовна

В статье раскрываются такие понятия, как одаренный ребенок,  что такое исследовательское обучение. Представлен опыт работы в рамках внеурочной деятельности, на примере клуба "Юный исследователь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gilmutdinova_v.r.statya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

(из опыта работы)

В. Р. Гильмутдинова,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №117», г. Казань

…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

Биологи утверждают, что каждый ребенок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность таких черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только профессиональными психологами, но и родителями, и педагогами. [1, с. 4 ]

Таким образом, задача педагога заметить таких детей. Затем организовать работу так, чтобы развивать у своих учеников их природные способности, сделать все возможное для их полной реализации

 Но каждый педагог также индивидуален.  Наилучший результат будет получен, если учитель будет работать в той области, к которой сам испытывает интерес. Меня заинтересовал вопрос исследовательского обучения одаренных детей.  Также следует отметить, что в концепции Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.

Исследовательское обучение одаренных детей способствует развитию   творческих способностей учащихся, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. [2, с. 5]

Начиная с первого класса наблюдаю за своими ученикам на наличие у них исследовательских способностей. С этой целью провожу тесты.

Тест на определение научно-исследовательских способностей учеников.

  1. Составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить устно в течении 5 минут. На придумывание отводиться 1-2 минуты.
  2. Стандартный лист бумаги и фломастеры не менее 6 цветов. В течении 5 минут придумать и нарисовать картину.
  3. Привести пословицу или афоризм и попросить ребенка объяснить смысл.
  4. Привести ассоциации с каким-либо словом (например - «рыба»).
  5. Увлечения и кумиры ребенка. [3, с. 5]

При оценивании обращаю внимание на креативность ответов, творческое выполнение заданий.

На одном из родительских собраний в первом классе провожу тест для родителей «Талантлив ли ваш ребенок?» [4, с. 7]

По результатам тестирования учащихся, наблюдений за их деятельностью на уроке, формирую группу учеников для занятий в клубе «Юный исследователь». Занятия ведутся по следующим темам:

  1. Что такое исследование
  2. Наблюдение и наблюдательность
  3. Что такое эксперимент
  4. Учимся вырабатывать гипотезы
  5. Знакомство с логикой
  6. Как задавать вопросы
  7. Учимся выделять главное и второстепенное
  8. Как делать схемы
  9. Как работать с книгой
  10. Что такое парадоксы.
  11. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
  12. Как сделать сообщение о результатах исследования. [2, с. 184]

С каждым годом данные темы углубляются и конкретизируются. Для организации самостоятельной работы учащихся, использую рабочую тетрадь А.И.Савенкова «Я-исследователь». В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований. [5, с. 1]

Во втором классе дети презентуют свои работы своим одноклассникам и учащимся школы. Работы ведутся по разным направлениям. Приведу некоторые из них.

Название работы

Автор

Интересное о перепелах

Яруллина Эльвина

История бумаги

Топунов Никита

О пользе кефира

Минсалимов Ильнур

Черное золото

Минсалимов Ильнур

Начиная с третьего класса ведется активная работа по презентации собственных проектов на различных конкурсах. Получаем хорошие результаты.

Ученики, которые уже в начальной школе получили возможность реализовать свои исследовательские способности не останавливаются на достигнутом.  Это дети, которые научились добывать знания самостоятельно. Они уже получили первоначальные навыки в проведении собственных исследований, а самое главное почувствовали, что такое дух поиска и творчества.  Мои ученики не останавливаются на достигнутом и занимаются исследовательской работой в старших классах.

Создание специальных условий для обучения и развития одаренных детей на ранних этапах развития, правильная организация исследовательской работы в школе способствует раскрытию способностей учащихся и дальнейшему их развитию. Учитель должен помнить, что сохранение и развитие одаренности – это необходимое условие развития общества.

Список используемых источников:

  1. Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
  3. Как определить способность учащегося к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://nou.vertical1748.ru/2011-10-25-19-19-28/2012-11-16-19-10-43.html (дата обращения: 16. 08. 2014).
  4. Тест для родителей «Способности к научной работе».    [Электронный ресурс].

URL:   http://www.edu21.cap.ru/home/9135/test%20dly%20pod.doc

  1. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как лучше организовать обучение одаренных детей?

 В основе работы с одаренными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которую широко можно применять на разных этапах учебного процесса....

"Выявление и развитие одаренных детей" (Из опыта работы)

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интере...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

Работа с одаренными детьми. Из опыта работы

Из опыта работыРабота с одарёнными детьми.  Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми...

"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими...