Работа с одаренными детьми (из опыта работы)
материал по теме

Пузина Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Слайд 1  

Система работы учителя с одаренными детьми.

Слайд 2

Несколько лет я работаю над реализацией профессионального проекта «Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников».

   Слайд 3

Школа, в которой я работаю, обучаются дети из разных районов нашего города, из семей разного социального и интеллектуального уровня. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей, закономерно требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения.

Поэтому передо мной встал вопрос, как организовать обучение, чтобы оно осуществлялось на оптимальном уровне трудности и способствовало развитию всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

Важность этой проблемы побудила меня начать работу по изучению теоретических и практических аспектов личностно – ориентированного обучения младших школьников. 

Слайд 4  

Цель опыта - развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках.  

Слайд  5     

Семилетние дети, поступающие в школу, составляют три условные группы:

-    в первую группу входят ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения;

- во вторую группу - учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением;

-   в третью группу - школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Дифференцированную и индивидуальную работу использую на всех этапах усвоения знаний и умений, так как это существенное положение методики дифференцированного обучения.

Этап закрепления – это преимущественно самостоятельность учащегося, которая в свою очередь является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности ученика.  

       Эти методы и формы дают возможность способным  учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.

Слайд 6

       Произнося словосочетания “одаренные дети”, мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”.

Слайд    одаренность ….

          Итак, “одареннымпринято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар, который  раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

 Как не потерять таких детей?

Как различить их в классе?

        Слайд 7 ( технологическая карта )

Для более четкого представления всего педагогического процесса по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития, составила технологическую карту работы с одаренными детьми:

работа на уроке;

работа с родителями.

внеурочная деятельность;

Слайд 8

 основная форма обучения – урок. «Все самое главное происходит с учеником на уроке», - писал Ю. А. Конаржевский. Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика.  

            Существует множество разных типов и форм уроков.  Я  в своей работе использую личностно ориентированный подход .  Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 45 минут создать условия и для обучения учащихся, и для развития каждого ученика.

        Слайд 9

   Свою работу выстраиваю следующим образом:

Как выявить одаренных детей и помочь им развить свой талант?  

Существует некоторый алгоритм работы с одаренными детьми:      

  1. В первую очередь необходимо организовать длительные наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях, анализ особых успехов и достижений ученика; беседы в неофициальной обстановке или классные часы с обсуждением на тему «Мои интересы» или «чем я люблю заниматься  больше всего», , индивидуальное общения с родителями. Чтобы лучше узнать в какой сфере живет и воспитывается ребенок мною в 1 классе в октябре были посещены квартиры моих учащихся. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфереПреемственность между начальным и средним образованием посредством создания портфолио  позволит отслеживать развитие детской одаренности при переходе в среднее и старшее звено.

Второй этап можно обозначить как диагностический. Существует достаточно много различных диагностик одаренности. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.  

слайд

  1. По выявленным результатам отправить ребенка на дальнейшее изучение по другим тестам к психологу 
  2. На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов -              

Ведущая педагогическая идея опыта - учение без принуждения, т.е. создание реальных условий для развития творческого потенциала каждого ученика, учитывающих разное психофизиологическое развитие, через выполнение посильных заданий, предложенных на оптимальном для каждого ребенка уровне трудности, через включение в дифференцированные задания дозированной помощи или творческой переработки основных заданий.  

 Слайд 10

           Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

исследовательский;

частично-поисковый;

проблемный;

проективный; 

слайд 11

      Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания
-
консультирование по возникшей проблеме;

-дискуссия
-
игры.

Слайд 12

     Очень важны:

-предметные олимпиады
-
интеллектуальные марафоны
-
различные конкурсы и викторины
-
словесные игры и забавы
-
проекты по различной тематике
-
ролевые игры
-
индивидуальные творческие задания.  

       Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере 

Слайд 13

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления
-
легкость ассоциирования
-
способность к прогнозированию
-
высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

 Слайд 14

         На своих уроках активизирую познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

          слайд 15

На уроках  предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока развивающие задачи – минутки. На решение таких задач я отвожу наиболее одной минуты. Это задачи на смекалку или внимание.

          Слайд  16 

В практику своей работы ввожу поощрения за решение сложных олимпиадных заданий Это  смайлики валюта. на моих уроках учащиеся могут получить оценки 6.7 и выше. Оценка 6 означает пятерку в журнал и смайлик  валюту в запас,  которая на   последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на 1 балл. На самостоятельных работах за эту валюту ученики могут купить подсказки по курсу 2:1. В приобретении таких денежных единиц учащиеся проявляют большую активность.  

Кроме этого ввожу и другие формы поощрения детей.

- Премия администрации школы « Ученик года»

- Награждение грамотами учеников и их родителей.

- Стенд «Гордость класса»  

Слайд 17

Мониторинг -  отслеживание  развития способностей и его самочувствия на протяжении ряда лет.

Работа с такими детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подходаконсультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел.

         Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразованиясознательного отношения к учебе,  помогать учащимся осмыслить эффективность своего учебного труда.

         Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний.

                     Используя инновационные технологии обучения,  нестандартный подход к делу, привлекая к работе родителей учеников, предлагаю на определённые темы подготовить совместно с детьми творческие работы. Одновременно являюсь  консультантом и руководителем творческих групп. Итоги представляю на выставках, олимпиадах, родительских собраниях,  праздниках,  конкурсах.

Слайд 18  (родители) 

  1. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Значение семьи является решающим. Поэтому, по итогам наблюдений и диагностики необходима  дальнейшая аккуратная работа с родителями – беседа, насколько хорошо родители знают своего ребенка и привлечение их к работе со своими детьми. Важно научить их правильно относиться к своим детям, чтобы они не унижали ребенка дома, не высмеивали его способности, а чаще общались с ним, помогали ему поверить в себя, помогали школе развить его способности; чтобы они не сломали то, что увидела школа, а поддерживали эти начинания. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей даст возможность решить эту проблему, так как развитию одаренности детей могут способствовать высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские связи. Поэтому немаловажным является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
  2.   Слайд 

Однако рамки урока сковывали мою работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную работу. Внеурочную работу, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей предметом, развить их творческий потенциал.

Традиционно в нашей школе тематические линейки, месячники открытых уроков, подготовка к которым ведется  длительное время, охватывая разные виды работ и большое количество учеников, желающих принять участие.   

Слайд 21

                Развитию творческих способностей детей способствует внеклассная работа семейные игры, праздники, сотрудничество с ЦДБ. На протяжении четырех лет мы являлись членами клуба «Золотой улей».

Слайд 22

В своей практике метод проектов начинаю использовать со второго класса, что развивает самостоятельную деятельность школьников. Свои результаты они представляют на традиционном празднике «День науки». Победители участвуют в районном туре Исследовательская работа младших школьников. (показать проекты) слайд

Я считаю это дополнительным мотивом  в развитии способных и талантливых детей.  

Слайд 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.

 «Вырастить» способного ученика очень непросто. Сколько же приходится поработать и с ними, и с их родителями, прежде чем мы получили действительно сначала «твердую» пятерку, подтверждая ее глубокими творческими работами, повысившимся интересом к сложным вопросам предмета, живым огоньком в глазах.  Затем, предлагая  развивающие творческие задания, готовя к школьным, затем районным олимпиадам (и все это на основе дружеских отношений, полного взаимопонимания)  наконец - то видим  свой результат. Теперь для них узнать что-то новое - настоящая радость; удовольствие - работа на моих уроках, общение с теми, кто их понимает. Теперь я радуюсь своим плодам.

Только такие ученики добиваются успеха. Хочу отдать таким детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано. Хочу сделать много. 

    Слайд 30.

Таким образом, личностно – ориентированный подход к учащимся в процессе обучения позволяет шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, постоянно поддерживать интерес к знаниям у всех учащихся. Нам это помогает более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы, а также психологически подготовить учащихся к предметному обучению в среднем звене.

Слайд  32

           С началом  нового учебного  года! Удачи всем и благодарных, талантливых учеников!

Слайд 33


тест для родителей.

   В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Инструкция для родителей

   Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов.  Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть с техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
  21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями;
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься спортом в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

   Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата__________ Фамилия, имя_______________

1        2        3        4        5        6        7

8        9        10        11        12        13        14

15        16        17        18        19        20        21

22        23        24        25        26        27        28

29        30        31        32        33        34        35

Обработка результатов  

Обработка результатов

   Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

   Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника;

гуманитарная сфера;

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

   Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

Работа  с одаренными и  способными детьми в начальной школе...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе.Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга....

Из опыта работы с одаренными детьми

        Приметой последнего времени стало повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался, интере...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....

Работа с одаренными детьми. Из опыта работы

Из опыта работыРабота с одарёнными детьми.  Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми...

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...