Формирование информационной компетентности во внеурочной деятельности младших школьников
статья по теме

Ларионова Татьяна Владиславовна

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В условиях информатизации российского образования, внедрения ФГОС НОО проблема формирования ИКТ- грамотности на ступени начального образования представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Постоянное развитие компьютерных технологий говорит о перспективности развития данного направления. Использование компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы выглядит очень естественным и с точки зрения самого ребенка, являясь одним из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей, осуществления индивидуального подхода к ученику.В данной статье рассматривается понятие "информационная комптентность" и применние его на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ларионова Т.В

Россия, МАОУ «Лицей №29», г. Тамбов

lartav64@mail.ru

Сологубова Н. Б

Россия, МАОУ «Лицей №29», г. Тамбов

natalijasologubova@rambler.ru

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В условиях информатизации российского образования, внедрения ФГОС НОО проблема формирования ИКТ- грамотности на ступени начального образования представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Постоянное развитие компьютерных технологий говорит о перспективности развития данного направления. Использование компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы выглядит очень естественным и с точки зрения самого ребенка, являясь одним из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей, осуществления индивидуального подхода к ученику.

Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной деятельности учащихся не достаточно иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами. Необходимо так же создавать условия для мотивации учащихся на процесс обучения. Из опыта работы можно сделать вывод, что многие учащиеся имеют слабую мотивацию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у большинства учащихся по мере их взросления. По – мнению профессора Красильникова В.А . «Интернет – технологии способствуют устранению указанной выше проблемы: во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы, во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса, в-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе), в-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров - очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу».[2]Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий более серьёзно и осознанно.

Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Профессор Хохлова Е.Н. считает: «Большие возможности для формирования ИКТ - компетентности такие формы учебной деятельности: проекты и учебные исследования. Они проводятся в основном вне уроков, работа над ними может проходить после уроков на компьютерах школы или с применением домашних компьютеров. Частный, но важный вид ИКТ-проектов – самостоятельная разработка школьниками под руководством учителей ИКТ- продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов и других электронных образовательных ресурсов».[3]

На внеурочных занятиях по математике в «Школе мудрецов» вместе с учащимися мы создали интерактивный задачник. Данный ЦОР является творческим проектом, который можно применить  на уроках математики в начальной школе. Большим разделом в нём выделены задачи на движение.

Математика абстрактная наука. Поэтому многим детям дается с трудом. Поэтому учителя стремятся сложные математические задачи иллюстрировать схемами, рисунками. Это повышает интерес к изучаемому материалу. В прошлом веке, создавая наглядные средства для уроков математики, приходилось рисовать иллюстрации к текстовым задачам на бумаге. Пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями. Не хватало в этих рисунках одного, но самого главного - движения. Времени на создание рисунка уходило много, а «продукт» получался одноразовый.

С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Возможности анимации позволили показать учащимся задачи на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием.

На основе, созданной с помощью учителя информатики, коллекции анимационных картинок и, используя эффекты анимации PowerPoint (эффект «Пути перемещения»), дети получили возможность создавать анимационные задачи на движение. Фрагменты занятий, на которых используются анимационные слайды – яркие и эффективные. Даже немотивированные дети, которые обычно не отличались высокой активностью, начали рассуждать, высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Рисуя задачи в PowerPoint по шаблону, учащиеся могут использовать их неоднократно, так как условия задачи легко заменяемы, можно одну и ту же задачу использовать многократно. Например, упростив числовые данные задачи, можно приготовить подборку для математической разминки.

При работе над текстовыми задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить, им не понятно движение вдогонку или с отставанием, как изменяется расстояние.

Преимущество при работе над задачами с компьютерными анимационными слайдами, в том, что каждый может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать друг с другом, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают или неосмысленно читают, не умеют образно мыслить. При такой организации работы даже они могут легко составить задачи разных видов.

Удобный интерфейс позволят легко демонстрировать и создавать задачи на движение, повышает интерес детей, позволяет рассмотреть задачи повышенной трудности. Использование анимации и мультипликации для создания слайдов для уроков, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей «Представьте себе», а если ребенок не может представить? Вот и придет на помощь этому ученику компьютер. Использование динамических моделей для задач на движение в PowerPoint расширяет возможности учителя  и учащихся. Использование компьютера дает возможность учителю ставить и  реализовать новые развивающие задачи в процессе обучения. А работа в различных редакторах позволяет формировать у учеников компьютерную грамотность, метапредметные умения, осуществлять взаимосвязь предметных линий «Математика и информатика».

ИКТ-технологии помогают в отработке практических умений учащихся в процессе внеурочной деятельности в рамках работы ГПД, при организации подготовки и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. В работе применяю тесты разработанные как самим учителем, так и известными учителями. Например, тренажеры: программа "Наставник”, предназначенная для визуального контроля за усвоением учебного материала, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций; программа "Тестировщик”, предназначенная для проведения тестирования; программа "Корректор”, предназначенная для проведения звуковых математических диктантов и тест – диктантов, также программу MyTest, для создания и редактирования самим педагогом тестов на несколько вариантов, которые можно использовать и в печатном варианте и компьютерном.

Мною было замечено, что компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”. Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). Мне в этом помогает так же система голосования TRIUMPH BOARD, которая широко используется и во внеурочной деятельности. В компьютер была заложена часть упражнений по подготовке к олимпиадам и конкурсам. Система голосования помогает готовить младших школьников к участию в дистанционных олимпиадах.

На занятиях внеурочной деятельностью в модуле «Мир книг» учу работать учащихся с электронными энциклопедиями, что даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе проводилась учителем через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах искали в энциклопедиях ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию. Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения - для этой цели использовался компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

Начиная уже с 1 класса, ребята знакомы с новой формой работы — созданием проектов. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся, затрагивают историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом. При работе над своими проектами ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты. И как показывает практика, использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Результаты работы над проектом ученики представляют в разных формах: в форме компьютерной презентации, буклета, публикации и т.п. А вот во 2 классе ребята выполняли свои проекты в форме кластера, коллажа используя программы «Word» или «Power Point». Три проекта, выполненные на внеурочных занятиях по модулю «Школа здоровья» -«Почему дырки в сыре?», «Пейте, дети, молоко», «Кока – кола – вред или польза» были представлены на научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Ребятам очень нравится этот вид деятельности. Вовлечённые в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, выражают идеи своим доступным способом. И того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать, овладевают ИКТ – компетенциями.

По мнению Григорьева Д.В. «Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования». [2] На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но, тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.

Литература

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

2.Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. 

3.Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М.: Просвещение, 2011

Интернет - ресурсы

1. http://www.school.edu.ru/default.asp- Российский общеобразовательный  портал.

2. http://smallbay.ru/autograf.– просветительский и образовательный ресурс.

3.http://school-collection.edu.ru/- Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г

Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

.Использование компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы выглядит очень естественным и сточки зрения самого ребёнка, являясь одним из эффективных способов повыш...

" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.Сформировать ...