«Универсальные учебные действия как средство формирования информационной компетентности и сетевой культуры младших школьников»
учебно-методический материал по теме

Грибкова Елена Григорьевна

«Великая цель образования –

                                                                                            это не знания, а действия».

                                                                                                                    Герберт Спенсер

Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. А раз меняется мир, то, соответственно, меняются и цели, и содержание образования. Передо мной стоит вопрос: «Чему учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра?»Многообразие информации, постоянно растущий объём информационных ресурсов, необходимость ориентироваться в их потоке, не теряться перед ускоряющимся обновлением в любой сфере требуют навыков поиска, отбора, переработки, хранения и использования разного рода информации, а также навыков продуктивного взаимодействия (в том числе сетевого). Необходимо помочь школьникам подготовиться к жизни в современном информационном обществе.С этой целью необходима работа по формированию информационной компетентности и сетевой культуры уже в младшем школьном возрасте.Информационная компетентность и культура сетевого взаимодействия, общения являются составляющими основной компетенции школьника – умения учиться на протяжение всей жизни. Основными средствами формирования информационной компетентности являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).Я считаю, что формирование универсальных учебных действий в широком смысле способствует   саморазвитию и самосовершенствованию школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Основными принципами своей системы считаю принцип плановости, целостности, последовательности, природосообразности и культуросообразности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_ml.shkolnikov.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

АУ «Институт профессионального образования  

и исследования рынка труда»

Интернет – конференция

«Профессиональный стандарт педагога»

 

Секция № 1. Требования профессионального стандарта педагога к общепедагогическим  функциям учителя.  Обучение. Современный урок.

Статья

«Универсальные учебные действия как средство формирования информационной компетентности и сетевой культуры младших школьников»

Автор:         Грибкова Елена Григорьевна 

Место работы:         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» г.Нефтеюганска

Должность:    учитель начальных классов

Ученая степень, звание: не имеет

Почтовый адрес : г.Нефтеюганск, 7-й микрорайон, здание 31, МБОУ «СОКШ №4»         

Телефон:          89028522808


«Великая цель образования –

это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. А раз меняется мир, то, соответственно, меняются и цели, и содержание образования. Передо мной стоит вопрос: «Чему учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра?»

Многообразие информации, постоянно растущий объём информационных ресурсов, необходимость ориентироваться в их потоке, не теряться перед ускоряющимся обновлением в любой сфере требуют навыков поиска, отбора, переработки, хранения и использования разного рода информации, а также навыков продуктивного взаимодействия (в том числе сетевого). Необходимо помочь школьникам подготовиться к жизни в современном информационном обществе.

С этой целью необходима работа по формированию информационной компетентности и сетевой культуры уже в младшем школьном возрасте.

Информационная компетентность и культура сетевого взаимодействия, общения являются составляющими основной компетенции школьника – умения учиться на протяжение всей жизни. Основными средствами формирования информационной компетентности являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Я считаю, что формирование универсальных учебных действий в широком смысле способствует   саморазвитию и самосовершенствованию школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Основными принципами своей системы считаю принцип плановости, целостности, последовательности, природосообразности и культуросообразности.

Очень важно, чтобы учитель сам осознавал необходимость в изменении и совершенствовании – решить новые задачи старыми средствами невозможно.

Еще работая по старым стандартам, я однажды осознала правильность фразы одного из учеников во время проведения городского предметного мониторинга. Мальчик сказал мне, тетеньке, проверяющей уровень его предметной осведомленности, следующее: «Я не знаю, как это делать, но я знаю, где посмотреть, чтобы выполнить правильно». На многие годы это стало правилом моей профессиональной деятельности. Сейчас, в свете понимания ФГОС, значимости универсальных учебных действий для формирования личности ученика, могу так сформулировать основные составляющие того, что я развиваю и оцениваю на своих уроках и во внеурочной деятельности:

  • Навыки работы с источниками информации. Умение классифицировать и презентовать материалы, полученные из различных источников.
  • Навыки пользования насыщенной информационной средой (библиотечный фонд, электронная библиотека, медиатека, сетевые сообщества): извлечение, преобразование, представление информации в различных видах, умение ориентироваться в потоке информации, умение сортировать информацию в зависимости от ситуации, сопоставление различных точек зрения, полученных из разных источников (информационная компетентность).
  • Соблюдение определённых поведенческих норм и правил, нравственных требований в процессе коммуникации, в том числе сетевой (коммуникативная компетентность младших школьников).

В данном направлении мной приветствуется:

  •  создание учениками предметных тематических групп в виртуальной среде класса в школьной сети «Дневник.ру» («Фразеологизмы», «Литературное чтение», «Математика на пять», «Шахматный клуб», «Знатоки истории»).
  • Создание обучающих форумов, форумов общения на духовно-нравственную тематику в виртуальной среде класса в школьной сети «Дневник.ру»  («Внеклассное чтение», «Виртуальная красная книга Югры», «Фильмы о Великой Отечественной войне», «Мои родственники в истории Победы»). Цель подобных форумов  – задать определенные образцы общения через любимый вид коммуникации детей и подростков.  При создании форумов на первом этапе дети получали четкие инструкции, заданную структуру ответов, клише. При освоении этой формы коммуникации дети постепенно отходят от образца, проявляют творчество и самостоятельность.
  • Разработка учебных сетевых проектов, решение проектных задач – интеграция технологии проектной деятельности и ИКТ-технологий («Дистанционный марафон знаний», «Академия успеха», «Милосердие»).

Эффективность работы я отслеживаю по следующим параметрам:

  • разнообразие источников информации при подготовке сообщений и ответов на вопросы,
  • умение выбрать источник информации для конкретной цели,
  • навыки создания графических объектов представления информации (таблицы, кластеры, схемы и пр.)
  • конкретные способы преобразования учебного материала
  • творчество и самостоятельность при создании тематических групп, форумов, сетевых проектов.
  • Активность в рамках сетевого взаимодействия.
  • Культура речи во время обсуждений на форумах и группах.
  • Грамотность (орфография, грамматика, лексика).
  • Содержательность (важно не потерять предметное содержание, не уйти в заигрывание с ребенком, показать, что и учебный материал может быть интересен и современен).

 

Моя педагогическая система направлена на формирование следующих ключевых универсальных учебных действий:

  • Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество): задавать вопросы; вести дискуссию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; составлять устные и письменные монологические высказывания, используя информацию, полученную из разных источников, приводить убедительные доказательства.
  • Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность: осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет; использовать знаково-символические средства для структурирования, представления информации; преобразовывать, творчески переделывать объект.
  • Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности, на формирование контрольно-оценочной деятельности.
  • Личностные (или всё же мировоззренческие) универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям: осознавать, и  принимать жизненные ценности; различать основные нравственно-этические понятия; соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета; оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведения; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих. Именно личностные (мировоззренческие) УУД  позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Основные формы и методы обучения, которые я использую в своей деятельности для достижения поставленных задач:

В своей работе активно использую приемы технологии развития критического мышления (она положена в основу моей педагогической системы).

Для структурирования, представления информации; а также для преобразования и творческого переосмысления информации, я использую:  

  • Сравнительные таблицы (например, «Сравнение жанровых особенностей сказки, рассказа и сказа»)
  • Бортовые журналы, дневники путешественника
  • Кластеры (например, «Робин Гуд – герой или разбойник»).
  • Ментальные карты (например, «Части речи»).
  • Причинно-следственные диаграммы «Рыбий скелет» (например, установите взаимосвязь изучения свойств воздуха и научных изобретений).
  • «Дерево предсказаний» (тема – аргументы – факты).

Для формирования регулятивных УУД я использую следующие приемы ТРКМ:

  • Синквейн (на стадии рефлексии)
  • Диаманта (на стадии рефлексии)
  • Ромашка Блума (на стадии планирования и целеполагания)
  • Прием «Верно ли» (на стадии планирования и целеполагания)

Для формирования коммуникативных универсальных действий использую:

  • Проектные задачи предметного содержания (Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения», «Словарь неологизмов»)
  • Сетевые проекты («Дистанционный марафон знаний», «Академия успеха», «Виртуальная красная книга Югры», «Милосердие»).
  • Создание предметных тематических групп в виртуальной среде класса («Фразеологизмы», «Знатоки истории»).
  • Создание обучающих форумов, форумов общения на духовно-нравственную тематику в виртуальной среде класса («Внеклассное чтение», «Фильмы о Великой Отечественной войне», «Мои родственники в истории Победы»)

Для формирования креативных УУД:

  • Прием «РАФТ» (создание творческих текстов по схеме: Роль (от чьего имени будете писать) – Аудитория (кому предназначен текст) – Форма (в какой форме, жанре) – Тема).
  • Проектные задачи
  • Сетевые формы взаимодействия

Личностные УУД нельзя формировать отдельно, обособленно от других групп УУД, поэтому не выделяю отдельных приемов.

Оценка  уровня сформированности УУД каждого типа:

Для оценки регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (в свете формирования информационной компетентности и сетевой культуры) использую комплексные диагностические работы, основанные на извлечении, преобразовании и структурировании информации из несплошных текстов (на основе методического комплекса Н.Титаренко, С.Пинжениной). В методических рекомендациях прописаны объекты оценивания в соответствии с УУД, показатели оценивания, проработан механизм мониторинга данных (электронный журнал), что является достаточно удобным диагностическим средством.

Для оценки коммуникативных универсальных учебных действий использую оценку сетевых продуктов деятельности, методику оценивания проектных задач (с точки зрения коммуникации и взаимодействия), педагогическое наблюдение за деятельностью и продуктами деятельности, фиксация в «Портфолио ученика».

Личностные УУД – через организацию педагогического наблюдения в процессе урочной и внеурочной деятельности (фиксация в листах наблюдений), диагностические методики   «Ценностные ориентации» (Рокич), методика  оценки усвоения норм взаимопомощи, мотивов героев в решении моральной дилеммы, на выявление моральной децентрации (Ж.Пиарже), анкета «Оцени поступок» (модификация анкеты Туриеля, Е.Курбановой).

Конечно же, большое внимание уделяю самооценке.

Основные принципы системы оценки:

  • Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам;
  • Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;
  • Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
  • Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
  • Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
  • Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития - адресная.

Формы контроля:

  • стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • комплексные диагностические работы с несплошными тестами;
  • самоанализ и самооценка;
  • индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

Методы оценивания:

  • наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за развитием коммуникативных и исследовательских умений) – фиксация в карте.
  • оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (создание форумов, активность участия в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.) – фиксация в карте.
  • оценка открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате), как устных, так и письменных – суммарный рейтинг.
  • оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом) – суммарный рейтинг.
  • оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).

Приложение.

Привожу пример разработанных мной комплексных компетентностно-ориентированных заданий по работе с тестом.

Прочти текст:

«В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю, и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки»

Выполни задания:

  1. С помощью карты, отражающей события Великой Отечественной войны, определи,  в каком из перечисленных городов мог жить Саша? Ответ обоснуй. 1-3 балла

А) Москва             Б) Киев            В) Ленинград          Г)Нефтеюганск           Д)Екатеринбург

  1. Допустим, что об описанных событиях, автор узнал из воспоминаний своего родственника, который был очевидцем «полетов листовок». Определи, кто это мог быть: бабушка 1947 года рождения, прабабушка 1925 года рождения, прадедушка 1920 года рождения, брат бабушки 1945 года рождения? Ответь развернуто. 1-3 балла
  2. Партизаны распространяли листовки, в которых информировали о ходе военных действий на фронте и призывали мирное население деревень и сёл действовать и бороться с врагом своими силами, помогая тем самым Советской Армии. Напиши от имени партизан свою листовку. /При выполнении этого задания дети могут обращаться к источникам информации – уточнение значения слова «листовка», примеры листовок и пр./ 1-5 баллов
  3. В чем состоит особенность предложенного Сашей метода распространения листовок? На каком атмосферном явлении основывается? /извлечение информации, представленной в неявной форме – догадки, предположения, умозаключения/. 1-3 балла
  4. Выстрой свои варианты развития событий после описанного действия. Придумай продолжение рассказа. 1-5 баллов
  5. Проектная задача (домашнее задание). В годы Великой Отечественной войны немало ребят помогало партизанам и советским войскам в борьбе с захватчиками. Подготовь совместно со своими товарищами виртуальный журнал «Дети-герои». /определение группы единомышленников, распределение ролей, составление плана работы,  поиск информации в различных источниках, определение формы представления, создание и презентация сетевого журнала в социальной сети школы/1-7 баллов

Примеры рефлексивных листов самооценки:

Пример №1 (рефлексия после выполнения комплексной работы с тестом).

  1. Оцени, опиши свое отношение к данной работе:
  2. Мне было интересно_________________________________________________________________
  3. Мне показалось сложным ____________________________________________________________
  4. Я научился _________________________________________________________________________
  5. Я потратил много времени на ________________________________________________________
  6. Открытия, которые я сделал, выполняя эту работу: _____________________________________
  7. Составь свое задание или задай вопрос к тексту: _______________________________________

Пример №2 (рефлексия после выполнения коллективной проектной задачи).

Утверждение

Полностью согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении задачи, стоящей перед группой

Если я не согласен с чем-то, то не спорю, а предлагаю другое решение

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я с ними не согласен

Я стараюсь услышать то, что кто-то хочет предложить, а не ищу ошибки в сказанном

 Интернет-конференция «Профессиональный стандарт педагога»

Грибкова Елена Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска

]        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г

Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

.Использование компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы выглядит очень естественным и сточки зрения самого ребёнка, являясь одним из эффективных способов повыш...

Формирование информационной компетентности во внеурочной деятельности младших школьников

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В условиях информатизации российского образования, внедрения ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий — путь становления успешной социальной компетентности

В условиях смены образовательной парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство произошла перестройка целевых установок при определении образовательных результатов. Целями образо...