программа школьного кружка "Юные скауты"
рабочая программа (2, 3 класс) на тему

Аммосова Варвара Петровна

В течение шести лет я вела эколого-краеведческий кружок «Юные скауты», целями которого являются духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданственности, формирование социально-активной личности через творческую исследовательскую деятельность         Школьный кружок «Юные скауты» по гражданскому и патриотическому воспитанию   учащихся  рассчитан на  три года обучения и предназначен для работы  учащихся 2-4 классов. Основная задача программы кружка - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunye_skauty.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Батагайская средняя общеобразовательная школа»

п.Батагай Верхоянского района

Программа  кружка «Юные скауты»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 8 – 12 лет

Аммосова Варвара Петровна,

учитель высшей категории,

Отличник народного образования РС(Я),

учитель начальных классов

МБОУ «Батагайской СОШ»

п.Батагай

2016 г.

Введение

           В  Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования много внимания уделено  духовно-нравственному  развитию и воспитанию младших школьников, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

            В ходе исторического развития России возникло тесное сплетение народной культуры и православных ценностей, поэтому проблему духовно нравственного воспитания невозможно рассматривать вне этих взаимосвязей. Духовно нравственная культура – основа жизни души, здоровье которой определяет счастье и успешность человека. Именно забота о душе ребенка должна стать во главе угла для общества. И именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащихся. Отношение к школе как к единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

        Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Осуществление гражданского и  патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является программа кружка  «Юные скауты».

Пояснительная записка

           В течение шести лет я веду экологокраеведческий кружок «Юные скауты», целями которого являются духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданственности, формирование социально-активной личности через творческую исследовательскую деятельность. «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться  рост духовной культуры всего общества», - писал Д.С.Лихачев. Эти слова являются эпиграфом в работе нашего кружка. Мы  придаем огромное значение изучению истории  нашего Верхояского района, города Верхоянска, близлежащих поселков.

          Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в деятельности кружка  являются национальные ценности:

патриотизм – любовь к России, к своей малой родине, своему народу;

семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших;

память о прошлом нашей страны, ее культуре, традициях  и обычаях нашего народа.

             По реализации духовно-нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС разрабатываются программы внеурочной деятельности. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо родины. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

         Школьный кружок «Юные скауты» по гражданскому и патриотическому воспитанию   учащихся  рассчитан на  три года обучения и предназначен для работы  учащихся 2-4 классов.

          Основная задача программы кружка - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина.

          На кружок отводится 1 час в неделю. (34 часа в год).

         В процессе обучения дети знакомились с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнали, как шел процесс заселения края. Получали представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомились со славными страницами родного края, района, поселка.

          Программа предлагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами  труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием духовно нравственного воспитания.

         Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и другие дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предлагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и дает определенные результаты.

              Использование широкого спектра методических приемов создает условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии

- практическая работа

- работа с картой России, республики , района, родного поселка

- сообщения уч-ся на различные темы

- конкурсы, игры, праздники

-встречи с интересными людьми

-компьютерные презентации и др.

            Ведущей идеей программы «Юные скауты » является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

            Актуальность и новизна  данной программы:

формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной;

воспитание патриотизма и гражданственности;

содержательным стержнем  программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, поселка;

             Отличительные особенности программы «Юные скауты», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

            Цель программы – воспитание любви учащихся к Родине на основе познания её ценностей и формирования у них патриотизма к своему Отечеству.

           Задачи:

Развивать познавательный интерес к истории и географии своей Родины;

Научить осознанному усвоению содержания краеведческого материала;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческого воображения;

Воспитывать чувства любви к своей Родине.

К концу обучения трех летнего курса программы «Юные скауты » дети должны иметь:

- представление об истории родной школы, поселка;

- повышенный познавательный интерес к краеведению;

- навыки самостоятельной работы и работы в группах;

- знание о природе и культуре родного края;

- активную жизненную позицию;

- чувства гордости за свою семью, школу, поселка, района;

- чувства патриотизма;

-работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;

-составлять информацию, рефераты;

-оформлять дневник похода;

-применять полученные знания на практике.

Основные методы обучения:

Практические

рассказ педагога и рассказы детей

беседы

Дискуссии

Встречи с интересными людьми

Мини сочинения

Походы, экскурсии

Конкурсы, викторины

Составление презентаций Power Point

Содержание программы.

1.Введение. Вводная беседа. Задачи, содержание программы на новый учебный год. Краткая история. Скаутские законы и скаутское обещание.

Практическая работа: экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

2. География Верхоянского района.

 Географическое положение, границы, территория.

Полезные ископаемые

Реки, озёра

Животный и растительный мир

Особо охраняемые зоны.

Практическая работа: экскурсии в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы; поиск информации через Интернет; правила работы с компьютером; выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Верхоянского района.

Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей.

Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории района, республики.

3.История Верхоянского района:

1. Краткое описание Земли Верхоянской.

2. Наш край в далёком прошлом.

3.Православное прошлое моего района.

Практические занятия:

экскурсия в музей

Экскурсия в Верхоянск
Выпуск презентаций в Power Point  об истории Верхоянского района.

( Верхоянье в XVIII - в XIX   веке).

Практические занятия:

экскурсия в краеведческий музей  «Полюс Холода»
конкурс “Что? Где? Когда?”

4. Культурные традиции Верхоянье

Православие в жизни верхоянцев.

Одежда, быт, нравы.

Верхоянье  литературный.

Старинный и современный фольклор.

Практические занятия:

сбор исторического и фольклорного материала
посещение  клубов мастериц  по национальному шитью
выпуск презентаций о культурных традициях  верхоянцев и местных поэтов.

4.Экология

Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе.

Охрана рек, родников, водоёмов.

Охрана птиц и животных.

Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся.

Красная книга.

Практические занятия:

поход выходного дня на горку;
участие в акции по очистке  улиц, парка;
учебно-познавательная игра – “Учись, играя”

5.Моя семья. Мой дом. Моя школа.

Родословное древо. История семьи. Родная школа. Выпускники.

Практические занятия:

Работа в музее, библиотеке.
Составление презентации о семье, школе, известных выпускниках.
Встречи с выпускниками.

6.п. Батагай и Верхоянский район (20-21вв)

География поселка,  достопримечательности.

Знаменитые люди поселка, район в годы ВОВ.

Возрождение храмов в Верхоянье.

Практические занятия:

Работа в музее.
Составление презентации об истории района и поселка
Встречи с ветеранами труда, местными поэтами.

7.Загадки Верхоянья.

Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы.

Практические занятия:

Посещение палеонтологического музея п. Адычи.
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.

8.Оформление исследовательских работ.

 Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык, стиль. Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. выводы и оформление «Заключения».

Практические занятия:

 оформление исследовательских работ для участия в школьных  конференциях;

 выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (мини-конференция);   заметка в газету  о результатах проведённого исследования.

9.Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих мероприятиях. Экокросс.

Условия реализации программы

Занятия с детьми проводятся в классе, в библиотеке. Практические занятия  организуются в соответствии с темой исследования: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий с выходом к объекту исследования.

 

 


Почасовая разбивка учебного курса

Разделы программы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1

Вводная беседа

1

1

1

2

География Верхоянского района

8

9

7

3

История Верхоянского района

3

3

4

4

Экология

5

5

6

5

Моя семья. Мой дом. Моя школа.

4

3

4

6

п. Батагай и Верхоянский район

4

4

4

7

Загадки Верхоянья.

2

3

3

8

Оформление исследовательских работ.

5

4

4

9

Итоговые практические занятия

2

2

2

Итого:

34

34

34

 Литература.  

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010.

3.Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011.

4.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011.

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.

6.Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, № 2

7.Винокуров В.Н. «Растения и животные Якутии»/Якутск «Бичик» 2004

8.Декоративные растения Якутии  /Якутск «Бичик» 2010

9. Грибы Якутии   /Якутск «Бичик» 2009

10. Худяков И.А. Верхоянский сборник /Батагай 2008

11.Юрганова И.И. Церкви Якутии /Якутск 2010

12. Миссия русской православной церкви в Сибири и Америке /Якутск 2012

   

  Школьный эколого-краеведческий кружок обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах( прежде всего  в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, в соблюдении чистоты в микрорайоне, парке, в лесу). Кружок помогает ребёнку понять свою связь с окружающим миром,  осознать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Младшие  школьники начинают интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира и самостоятельно находить пути их решения. Поэтому краеведение играет большую роль в нравственном развитии   личности, воспитывает эту личность как патриота.  Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У ученика повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. «Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности».

Я считаю, что духовно-нравственное  воспитание  и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности. Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия в эколого-краеведческом кружке «Юные скауты». Эта работа позволяет ученикам совершать тематические прогулки, экскурсии,  знакомиться с историей своего края, изучать свою страну, конечно, начиная с малой родины, узнать трудовые, духовно–нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа духовно – нравственного воспитания.

 Так ученицы 4 класса на занятии, встретившись с документом о первом самолете, который открыл воздушный путь Верхоянья, очень заинтересовались и решили поговорить ветераном авиации Верхоянья И.Д.Юмшановым. А второклассник Борисов Сережа собирал информации о первых самолетах.  Эти исследования их так увлекли, что результаты работы вылились в  настоящий большой  проект «История развития аэропорта Батагай». Ребята с огромным интересом работали  в библиотеке, вели поиск в интернете. В результате эта работа в районном конкурсе детских исследовательских работ была признана лучшей. А в региональном НПК «Шаг в будущее» заняла 1 место 2010 году.    Каждый год кружковцы активно участвуют в районной конференции «Юный изыскатель». Темы исследовательских работ выбирают сами. Над темой работают 4-5 месяцев. Только самые лучшие работы принимают участие в различных конкурсах и занимают достойные места. 2011/12 учебном году в региональном НПК «Шаг в будущее» Саша Мандров с рефератом «Первый автомобиль в Верхоянье» занял 1 место в секции «История», Тимофей Сергеев с рефератом «Ихтиофауна озера Юндюгюр» занял 2 место в секции «Биология». В 2012/13 учебном году участников было много. Лия Томская с докладом «Роза моего края» заняла 2 место в секции «Биология», Саша Мандров с докладом «Младший школьник и экономика» занял 2 место в секции «Социология», Мариана Слюгрова работой «Мой мир в моих рисунках» заняла 3 место в секции «Технология и дизайн», Максим Фирман с докладом «Крылья Верхоянья» занял  1 место в секции «История». 2013/14 учебном году Саша Мандров с докладом «Наш сосед - ворон» занял 2 место в секции «Экология». 2014/15 учебном году Слепцова Ира исследовательской работой «Клубника садовая» заняла 2 место в районной НПК «Юный изыскатель» в секции «Биология». 2015/16 учебном году Рязанский Юра  исследовательской работой «Кукуруза на Севере» в секции «Биология» занял 2 место, Слепцова Ира исследовательской работой «Желтая бабочка» заняла 2 место в районной НПК «Юный изыскатель» в секции «Зоология»

Кружковцы тесно дружат с газетой «Юность Севера». Сочинения, сказки, стихи ребят периодически печатаются в газете.

Дети на занятиях знакомятся не только со вчерашним, но и сегодняшним, завтрашним днем родного поселка. А это способствует вдумчивому отношению детей к поселку, осознанию ими важности своей заботы о поселке, о своем родном крае. Выразить свое отношение  к родному  поселку помогают  такие сочинения, как «Наша школа — самая...», «Мой любимый уголок »,  «Главные достопримечательности  Верхоянья», «Что я обязательно показал бы в другу, приехавшему в гости», «Храм Божий», «Православное прошлое и настоящее Верхоянья» и т.д. Также на занятиях в кружке учащиеся шире и глубже изучают природу, ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязи в природе, ее материальности, формируется понятие о научной карте мира.

Кружковая работа учащихся объединяет все виды деятельности, в которых  реализуются цели духовно-нравственного, экологического  воспитания – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она отвечает основным требованиям федеральных образовательных стандартов второго поколения. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого выбора занятий, направленных на развитие личности каждого  школьника. Для организации этой работы  необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного и экологического воспитания учащихся. В экологическом воспитании школьников велика роль массовых экологических кампаний, знаменательных дней например, «Всемирный день животных»(октябре), «День заповедников»(январе), «Всемирный день Земли и Воды»(марте), «День птиц»,«День окружающей среды», игр на экологические темы, экологические праздники. Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определённой дате (например, «День птиц» - Всемирный день охраны окружающей среды). Традиционно кружковцы в апреле после весенних каникул отмечают День птиц. Время проведения праздника приурочено к началу прилёта птиц в средней полосе России. Праздник «Экокросс», как правило, является мероприятием, подводящим итог работе, которая ведётся школьниками в течение года. Проведение «Экокросса» позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, даёт импульс экологической активности детей.

Во все времена те, кто был воспитан патриотом, с честью выходили из любых испытаний Родины, сохраняли свое человеческое достоинство. Внутри них есть нравственный стержень, та основа, что является смыслом их жизни — любовь к дому, семье, Родине, именно такими людьми я хочу видеть своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной изостудии "Акварель"

Программа кружка «Акварель» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Являет...

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ СОШ № 8 г. Бирска РБ на 2012-2015гг.

Данная прграмма рекомендована для школьных оздоровительных лагерей, которые создаются на базе городских школ. Она полно и целостно  отражает все виды работ, проводимых с детьми в рамках школьного...

Программа школьного лагеря

Весь материал для программы лагеря...

программа школьного лагеря

Цель:1.Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровления и творческого развития.2.Воспитание любви и бережного отношения к природе.3.Благоустройство школьного...

Программа школьного лагеря дневного пребывания детей «Муравейник»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Для того чтобы сегодня...

Программа "Школьное лесничество"

Школьное лесничество -  летняя занятость...