Исследование и проектирование в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе показаны основные принципы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.obed_.docx | 70.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование и проектирование в начальной школе
Зинченко Т.Ф.
учитель начальных классов
МКОУ Семилуксой СОШ №1 с УИОП
Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.
Исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была.
Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». Проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.
Юные исследователи изучают самые разные объекты и предметы, например:
- «Поведение одноклассников на переменах»,
- «Популярные и модные имена»,
- «Тайны шаровой молнии»,
- «Процесс возникновения цифр и их написание»,
- «Природу и свойства поваренной соли» и многое другое.
Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Общие направления исследований:
1. Живая природа.
2. Человек.
3. Общество.
4. Культура.
5. Земля.
6. Вселенная.
7. Наука.
8. Техника.
9. Экономика.
Проектировщики, как правило, решают замечательные, но все же более приземленные задачи: «разработать «суперигрушку»; «создать действующую модель реактивного двигателя»; «разрешить проблему мусора в городе» и др.
В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.
Проект – это “пять П”:
- Проблема
- Проектирование(планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Шестое “П” проекта – его помещение в Портфолио
Информационные проекты
Цель такого проекта - сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление с ней участников, а затем анализ и обобщение наблюдаемых фактов.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участникам проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Игровые проекты
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах( корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Открытые проекты
Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями.
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда.
В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
В основе метода проектов и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
А для этого учителю необходимо:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
- уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Воспитатель | Начальник почтового отделения. |
Частный предприниматель | Директор узла электросвязи |
Директор порта. | Директор гостиницы. |
Директор завода | Водитель |
Работник банка. | Учитель |
Продавец | Рабочий |
- Билет 1.Что обозначает слово "бюджет" в переводе с английского языка?
- Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
- Билет 3. Как называется человек, который платит налоги?
- Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?
- Билет 5. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?
- Билет 6 .Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?
- Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?
- Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?
- Билет 9. Как называется план доходов и расходов?
2. Частный предприниматель. Получил прибыль от проведения праздничных
Кафе «Амур». вечеров.
3. Директор порта. Получил прибыль от перевозки угля из
Кемерово в Китай.
4. Частный предприниматель.
Производитель сухого обезжиренного молока. Получил прибыль от продажи
Масла и мороженого.
5. Учитель. Получил зарплату.
6. Директор узла связи. Получил прибыль от установки 30 телефонов в
Городе Семилуки в январе.
7. Директор гостиницы. Получил доход от проживания большой
группы туристов из КНР.
8. Начальник почтового отделения. Получил доход от продажи газет, открыток,
конвертов.
9. Заведующий аптекой. Получил прибыль от продажи лекарств.
10. Полицейский. Получил зарплату.
11. Частный предприниматель. Получил доход от оказания парикмахерских
Парикмахерская. услуг.
12. Человек. Выиграл в лотерею 100 тысяч рублей.
13. Директор хлебозавода. Получил доход от продажи тортов.
1. Из чего скаладывается семейный бюджет?
а) из пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы.
3. Авторское вознаграждение — это....
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар.
4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль.
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов.
6.Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды......
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организаци игр - исследований в начальной школе
Материал содержит информацию о том как правильно организовывать и проводить игры - исследования....
Организация и проведение урока – исследования в начальной школе
Выступление на районном МОучителей начальных классов. «Организация и проведение урока – исследования в начальной школе»Вашему вниманию представлен алгоритм организации учебно-познавательно...
Учебные исследования в начальной школе
В этой статье в краткой форме представлен первый педагогический опыт написания учебных исследовательских работ в 3 классе начальной школы. Опыт интересен тем, что учебные исследования проведены не одн...
Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"
В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе по теме «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...
Александр Ильич Савенков. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы
статья А.И. Савенкова...
Урок-исследование в начальной школе
В статье рассматривается структура урока-исследования в начальной школе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...
- Мне нравится (2)