"рабочая программа кружка "В гостях у сказки" 1 класс ФГОС
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа содержит аннотацию , пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki_1_a_klass_2017-2018_uch_god.docx | 56.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор школы ______________/Л.Н.Промкина/
«____»_______________2017 г.
приказ №____
Рабочая программа
кружка «В гостях у сказки »
для учащихся 1 «а» класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Кликушина Галина Евгеньевна
учитель начальных классов
.
п. Красный Текстильщик
2017 год
Аннотация к рабочей программе кружка «В гостях у сказки». Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 1 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. УМК «Школа России»
Название | Содержание курса |
Используемый УМК | УМК «Школа России» |
Класс | 1 а |
Количество часов | 36 часов |
Цель курса | Цель программы - формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления к развитию своих творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации. Задачи программы: Обучающие: -формирование навыков выразительного чтения; -формирование основ библиографической грамотности; -формирование умений организовывать самостоятельное чтение. Воспитательные: -воспитание бережного отношения к книге; -воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге. Развивающие: - расширение кругозора детей; - пробуждение творческой активности ребёнка; - раскрытие индивидуальных способностей; - формирование у детей элементов творчества; - формирование литературного вкуса. |
Структура курса | Русские народные сказки.10 часов Сказки народов России.10 часов Авторские сказки. 5 часов Сказки народов ближнего зарубежья 3часа Уроки –викторины. 8 часов |
Пояснительная записка.
Программа кружка «В гостях у сказки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 1 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. УМК «Школа России» Просвещение 2017г)
Адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.
Цель программы - формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления к развитию своих творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование навыков выразительного чтения;
-формирование основ библиографической грамотности;
-формирование умений организовывать самостоятельное чтение.
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к книге;
-воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.
Развивающие:
- расширение кругозора детей;
- пробуждение творческой активности ребёнка;
- раскрытие индивидуальных способностей;
- формирование у детей элементов творчества;
- формирование литературного вкуса.
Срок реализации программы
2017 – 2018 учебный год
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
Новизна программы внеклассных занятий «В гостях у сказки» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности:
- игровая
- творческая
- исследовательская
- проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:
- коллективные творческие дела
- выставки
- конкурсы
- викторины
- устные журналы
Прогнозируемый результат реализации программы.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)
Проверка читательских умений в 1 классе.
В работе с книгой первоклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора первоклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
В 1 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Результаты изучения курса
В результате освоении программы кружка «В гостях у сказки» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
- Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- Пользоваться аппаратом книги;
- Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.
Содержание программы
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Содержание |
1 | Экскурсия в библиотеку. Книжки-малышки. Книжки-игрушки. | Беседа, чтение книг учителем. Рассматривание, чтение книжек-малышек, игры с книжками-игрушками, раскрашивание рисунков в книжках-раскрасках. | ||
2 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | ||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | ||
4 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | ||
5 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | ||
6 | Сказки про зайцев. | Подбор сказок про эайцев. Викторина. | ||
7 | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | ||
8 | Игра-викторина по прочитанным книгам | Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений. | ||
9 | Чукотская сказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | ||
10 | Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. | ||
11 | Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. | ||
12 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. | ||
13 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | ||
14 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. | ||
15 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | ||
16 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | ||
17 | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | ||
18 | Игра-викторина по прочитанным книгам | Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений. | ||
19 | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | ||
20 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | ||
21 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | ||
22 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | ||
23 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | ||
24 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. | ||
25 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | ||
26 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. | ||
27 | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | ||
28 | Сказки про птиц. | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | ||
29 | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | ||
30 | В.Бианки «Сказки-несказки» | Чтение сказки. Работа над текстом. | ||
31 | Игра-викторина по прочитанным книгам | Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений. | ||
32 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | |||
33 | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | |||
34 | С. Маршак. Отчего кошку назвали кошкой. |
| ||
35 | В. Берестов. Аист и Соловей. | Инсценировка. Подготовка к викторине «Путешествие в сказку» | ||
36 | Итоговое занятие. Викторина «Путешествие в сказку» | Литературная викторина |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010
- Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 класса УМК «Школа России»
- Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
- Внеклассное чтение. Учим играя. авт. Волкова И.А.
- Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.) | МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Кузнецова Л.В.) |
Протокол заседания ШМО № 1 | |
от «______» августа 2017 г. | «______» августа 2017г. |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1 . Примерные программы по учебным программам. Просвещение 2017г
2.Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 класса «Школа России»
3.Внеклассное чтение 1 класс.И.Ф.Яценко
4.Внеклассное чтение «Учимся играя» Волкова А.И.
5 Сборники сказок народов мира.
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.) | МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Кузнецова Л.В.) |
Протокол заседания ШМО № 1 | |
от «______» августа 2017 г. | «______» августа 2017г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...
рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа кружка "Фитнес" для 2 класса
На сегодняшний день занятия спортом являются очень актуальными в развитии личности и здорового образа жизни. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия...
Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс
Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...
Рабочая программа кружка "Веселый английский" 1 класс.
Эта программа рассчитана на 1 учебный год для детей первоклассников, являясь своего рода пропедевтическим курсом. Она рассчитана на 33 часа с включением обязательных подвижных игр....
рабочая программа кружка "Основы нравственности" 2 класс
рабочая программа кружка "Основы нравственности" для 2 класса...