Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Школа вежливых наук"
рабочая программа (3 класс)

Слепухова Надежда Викторовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Школа вежливых наук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_shkola_vezhlivyh_nauk_3_kl.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 48 имени Р. М. Каменева»

УТВЕРЖДЕНА

                                                                                     Директор МБОУ « Средняя

Общеобразовательная школа №48

                                                                          им. Р. М. Каменева»

______________И. П.  Верютина

                                                            Приказ № ____

                                                                       От «___» _______________2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

« Школа вежливых наук»

(направление «Интеллектуальные марафоны»)

 Для обучающихся 3 классов

Срок реализации 1 год

г. Курск 2024

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:        

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Содержание курса внеурочной деятельности

« Школа вежливых наук»

3 класс

1. Школьный этикет.

Вводное занятие. Азбука этики. Основные понятия этики. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Я – личность. Мои роли. Обязанности учащегося в школе. Правила поведения. Мой режим дня.

 2.О трудолюбии.

Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии (дискуссия). Уход за своими вещами. Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой ежедневный труд дома.

3. Культура внешнего вида.

Красота внешняя и красота душевная. Каждой вещи своё место. Парадная одежда. Покупка новых вещей.  Одежда будничная и праздничная. Учимся общаться. Культура внешнего вида. Мода и школьная одежда. Умей ценить время своё и чужое.

4. Внешкольный этикет

Этика в общественных  местах. Поведение в гостях. Как вести себя на улице. Я пишу письмо. Поведение на природе. Мой день рождения. Закрепление изученного.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
  • уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
  • самоопределение
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
  • установка на здоровый образ жизни

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных  учебных действий(УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу,
  • в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
  • переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • ставить и формулировать проблемы;
  • слушать и понимать речь других людей;
  •  работать по предложенному учителем плану;
  • включение в творческую деятельность  учащихся
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
  • задавать вопросы,
  • учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

Предметные результаты

  • навык планирования и умения эффективно распределять собственные дела;
  • соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное ;
  • навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению;
  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • аргументация своего решения и координация его с  решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности                                            

 

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» и возможность использования по этой теме электронных  (цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Целевые приоритеты воспитания

Электронный (цифровой ресурс)

1

Школьный этикет

10

Беседа

Круглый стол

1,2, 3ж,з, 4

https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/meropriyatia/konkurs_ighra_etikiet_i_my

2

О трудолюбии

7

Круглый стол

Беседа

Игра

Просмотр видеофильма

1, 2, 3е,к, 4

https://multiurok.ru/files/kvest-igra-puteshestvie-v-stranu-trudoliubiia.html

3

Культура внешнего вида

9

Проект

Дискуссия

Заочное путешествие

1,2,3а,в,г,4

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467076-plan-konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-teme-kul

4

Внешкольный этикет

8

Круглый стол

Беседа

Игра

Просмотр видеофильма

1, 2,3 б, и, к

https://урок.рф/library/kvestigra_etiket_062907.html

Итого

34

Целевые приоритеты воспитания

  1. Создание благоприятных условий для усвоениями младшими школьниками социально- значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание  благоприятных условий для самоутверждения их в своём новом социальном статусе- статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым  традициям поведения школьника.
  3. Создание  благоприятных условий для развития умений и навыков социально-значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям  и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

А) быть любящим, послушным и отзывчивым сыном(дочерью), братом (сестрой), внуком(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогать старшим;

Б) быть трудолюбивым, следуя принципу « делу – время, потехе- час» как в учебных звнятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

В) знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;

Г) беречь  и охранять природу(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своём дворе; подкармливать птиц   в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

Д)проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

Е) стремится узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

Ж) быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

З) соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

И) уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

К) быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём- то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4. Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

Школьный этикет(10ч)

1.

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

2.

Азбука этики.

3.

Основные понятия этики.

4.

Взаимопомощь: учёба и труд.

5.

Школьное имущество надо беречь

6.

Я – личность.

7.

Мои роли.

8.

Обязанности учащегося в школе.

9.

Правила поведения.

10.

Мой режим дня.

О трудолюбии ( 7ч)

11.

Труд кормит, а лень портит.

12.

Как организовать свой труд.

13.

О трудолюбии.

14.

Уход за своими вещами.

15.

Как быть прилежным и старательным.

16.

Наш труд в классе.

17.

Мой ежедневный труд дома.

Культура внешнего вида(9 ч)

18.

Красота внешняя и красота душевная.

19.

Каждой вещи своё место.

20.

Парадная одежда.

21.

Покупка новых вещей.

22.

Одежда будничная и праздничная.

23.

Учимся общаться

24.

Культура внешнего вида.

25.

Мода и школьная одежда.

26.

Умей ценить время своё и чужое.

Внешкольный этикет ( 8 ч)

27.

Этика в общественных местах

28.

Поведение в гостях.

29.

Как вести себя на улице.

30.

Я пишу письмо.

31.

Поведение на природе.

32.

Мой день рождения.

33 -34.

Закрепление изученного.

Учебно – методическое  обеспечение

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Занимательные науки

Интерес учащихся к данному курсу внеурочной деятельности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.В каждом занятии прослеживаютс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Содержание этого курса ВД позволит осуществить подготовку к ВПР в 4 классе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Рабочая программа курса ВД подойдет для подготовки четвероклассников к ВПР...