Исследовательская деятельность младших школьников в рамах реализации ФГОС НОО
статья на тему
Статья "Исследовательская деятельность младших школьников в рамах реализации ФГОС НОО" рассказывает о том, как организовать исследовательскую деятельность в начальной школе, цели и задачи исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov_v_ramah_realizatsii_fgos_noo.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
(Елизарова Е.М (Волгоград)
Исследовательская деятельность младших школьников в рамах реализации ФГОС НОО
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Рассмотрим некоторые вопросы исследовательской деятельности учащихся, оформление исследовательских работ.
Исследовательская работа имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Научная работа вначале тщательно продумывается и планируется.
Примерный план проведения исследования:
- Выбор конкретной темы.
- Изучение литературных источников по теме.
- Формулировка гипотезы исследования (какие результаты предполагается получить)
- Проведение экспериментов (сбор данных), статистическая обработка и анализ результатов.
- Обсуждение результатов исследования и формулировка выводов.
6. Оформление работы, подготовка научного доклада и компьютерной презентации.
Рассмотрим три главных составляющих исследовательской работы: тема, цель, задачи.
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет саму возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы.
Основные требования к выбору темы исследования: тема должна быть: актуальной, интересной и оригинальной, остаточно конкретной, тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения работы.
Рассмотрим типичные ошибки при формулировке названий: слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная; слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы; не соответствующее содержанию работы; слишком «бойкое», журналистское (например: «Быстрое питание – скорое заболевание», «Заливается звонок - начинается урок» и др.)
- Общие, неконкретные формулировки так же не приемлемы (например: «Влияние света на живые организмы», «Исследование состояния воздуха»).
Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования. Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования.
Цель – это: формулировка основной проблемы исследования, ответ на вопрос, заданный в названии работы, предвидение результатов исследования.
Задачи исследования: это этапы работы, способы достижения цели, они не могут повторять цель или быть крупнее цели, задачи рекомендуется формулировать только после обдумывания рабочей гипотезы, так как при одной и той же цели можно использовать различные подходы и методы исследований, к задачам научного исследования не относятся учебные задачи – изучение литературы по теме, освоение методов, подготовка презентации и т.д.
В данной статье мы рассмотрели только три вопроса: тема, цели и задачи. Но мы можем сделать вывод о том, что, привлекая учащихся к исследовательской деятельности, мы с уверенностью можем сказать, что реализация исследовательского метода развивает способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Литература
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...
Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...
Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО...
Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. ...